Обычно родители готовят детей к школе стандартно: учат считать, правильно держать ручку и писать, читать, заучивают названия животных и фруктов.
Однако всё это такие мелочи... научить считать можно за несколько занятий, а вот общаться нормально ребёнок не начнёт и к выпускному классу, если эта способность не сформировалась в дошкольном возрасте.
Вот мои простые правила развития способности общения.
1. Работать в команде и в парах. Мы пробуем выбирать лидера и учимся уважительно относиться к мнению других, отстаивать свою точку зрения, помогать коллегам и, что тоже очень важно, просить помощи.
2. Играть не для того чтобы выиграть, а для того чтобы научиться помогать другим во время игры, мне всегда радостно и приятно видеть, как другие ученики помогают самой маленькой правильно посчитать конфетки – протягивают пальчики для счёта, считают с ней вместе. Учимся уступать и быть гибкими по отношению к другим участникам. Когда ты играешь по-доброму, тогда и проиграть не страшно.
3. Ошибаться – нормально. Мы на занятиях с маленькими не пишем в тетрадках, где каждая ошибка видна (ох уж эти зачеркивания...). Пишем на маркерных досках, где за секунду неверный ответ превращается в верный и никто не успевает ничего заметить. Так ошибка психологически воспринимается гораздо более спокойно. Но при этом мы не закрываем глаза на ошибки, а обсуждаем их, исправляем и радуемся правильному ответу, который так красиво выглядит на досточке. Я и сама ошибаюсь, и даю детям возможность это заметить и отреагировать. Так им гораздо проще понять, что ошибка – это всего лишь ошибка. И не рушится из-за этого мир.
4. Предлагайте творческие задания, где нет единственно верного варианта решения или ответа. Как нам построить домик из счетных палочек? Квадрат и сверху треугольник? А кто сказал, что два квадрата – это не домик? Почему мы, взрослые, решили, что наш вариант ответа – правильный, а вариант ребёнка – нет? А почему 13+8 обязательно нужно считать как 13+7 и потом +1? Это вам, быть может, так удобнее, а ребёнку пока комфортнее на палочках и по одному прибавлять. Давайте почаще задачи, где нужно проявить себя, необычно посчитать, измерить, нарисовать. Позвольте ребёнку выразить себя и понять, как ему удобнее.
5. Договаривайтесь следовать правилам (в игре, например). Этого навыка не хватает многим детям в начальной школе, и инструкции «отсчитайте шесть палочек, возьмите линейку и начертите отрезок» обращают ученика первого класса в ступор. Удобнее всего учиться следовать четким указаниям в игре. Тут мы договариваемся, что если мы нарушим правила, то разрушится вся игра. Поэтому нам важно терпеливо соблюдать очередность хода, следить за игрой, брать нужные карточки, правильно считать итоговые очки... это всё отлично организует ребёнка и позволяет понять важность инструкций. Особенно творческие и непоседливые дети очень хотят следовать не написанным правилам, а своим собственным – так и чудесно. «Сейчас мы поиграем так, а к следующему занятию ты подготовишь нам новые правила, и мы попробуем сыграть по твоим». Это отличный манёвр, который может помочь ребёнку научиться правильно принимать свои ошибки. Придумать правила сложно, и, скорее всего, в ходе игры возникнет проблема, а ученик поймёт, что допустил ошибку, и сможет её исправить.
6. Благодарите за терпение и уважение к чужому мнению. Когда я проверяю работу у другого ученика, ребёнку нужно спокойно подождать пару минут, и для многих это невероятное испытание! Так что учимся силе воли потихоньку, по секундам :). И обязательно благодарим за то, что подождал. Часто прошу ученика рассказать своё необычное решение и обращаю внимание других на то, как важно послушать другого. Каждый ученик на занятии обязательно выступает перед коллегами, и каждый на своём опыте учится уважению к выступающему.
Это я называю подготовкой к школе. И, разумеется, мы параллельно считаем, чертим, рисуем, конструируем, изучаем длины, вес и скорости, экспериментируем, тренируем память и внимание – словом, делаем всё, что входит в стандартный набор.
А как вы готовитесь или не готовитесь к школе?