Экспертное мнение // Статья

3-го не дано

Завтра, 3-го августа 2019 года, очень трудный день

3-го не дано

27 июля несколько десятков подростков были задержаны силами правопорядка, это означает, по косвенным подсчетам, что в акции участвовало как минимум несколько сотен подростков.

Независимо от направленности или целей акций протеста я категорический противник участия детей, подростков в несанкционированных, неразрешенных властями митингах. Для подростка это в 99% случаев – поступок по приколу, для бравады, для пробы себя в предельных условиях.

Мы знаем, что такие пробы подростку не только нужны для взросления – это естественная среда развития, более того – это обязательное условие нормального развития подростка. Это такой образовательный стандарт – развитие, образование через пробу самых разных видов деятельностей и обстоятельств.

И такие обстоятельства для подростка – магнит. Сильнейший, непреодолимый, захватывающий всего и отключающий рациональность.

И профессиональные педагоги стараются построить основную школу (с 12 до 16 лет) как такую систему экстремальных и не очень проб, чтобы ребенок мог ощутить себя в разных ролях, обстоятельствах, на границе норм и возможно – за границей.

И это большое искусство – создавать такие ситуации, события, так, чтобы потом отрефлексировав («что же это было?»), взрослый и подросток оформили новые ощущения, навыки, знания, оценили соответствие потребностей («хочу быть артистом!») и способностей. Это и есть подростковая школа.

Но школа тем и отличается от жизни – что взрослые страхуют твою пробу. Ошибка не только допустима – ошибка приветствуется.

Поздравляю, ты попробовал, и мы убедились, что тебе это не подходит.

В принципе взрослый мир должен быть настроен на такое восприятие подростковой активности. Но в реальных, а не школьных условиях, когда проба не учебная, взрослый мир жестко наказывает за преступление черты.

Посредине столкновений 27 июля юная демонстрантка прекраснодушно читала бойцам конституцию. Происходящее вокруг меньше всего было похоже на урок.

А для подростка это продолжение учебного события!

Поэтому я категорически против того, чтобы подростки выходили на улицу протеста, на площади протеста, в переулки протеста и на баррикады протеста. Это все равно, что раненого бойца посылать на передовую.

Поэтому «Вести образования» опубликовали предупреждение ГУ МВД России по г. Москве о том, что оно «будет оперативно реагировать на правонарушения и предпримет все необходимые меры для обеспечения правопорядка и безопасности граждан». Здесь ключевые слова все необходимые меры.

Но запретить или запугать подростка не получится.

Единственный способ – не просто переключить внимание, а сохранить ощущение пробы себя, не подвергая себя опасности.

Не буду подсказывать, сами придумайте, как вместе с подростком стать субъектами происходящего, но не натурально, без всамделишного присутствия.

Есть масса способов вместе с подростком обсуждать в реальном времени и причины происходящего, и оправданность акций, и действия сторон.

Я прошу об одном: не оставляйте подростка один на один с происходящим.

Как не оставляем в беде и тех, кто попал в беду, – милость к падшим призывать это очень российская традиция, как это сделали ученые, вступившись за Юлию Галямину, студенты и преподаватели, выступив за Егора Жукова.

Как это делал Евгений Бунимович, разбираясь с задержанными подростками.

Но взрослые – политики, активисты, это взрослые люди, они сами за себя принимают решения.

Подростки – в зрительный зал, к экранам, на смотровую площадку.

P.S. Любые рассуждения о том, «как же они научатся выбирать правильную сторону, не участвуя в реальных событиях», считаю непрофессиональными. Тогда и школа не нужна – пусть дети сразу «в реальных событиях» взрослеют.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube