«Дети Вышки» // Статья

Найти свое море

Ученица Лицея НИУ ВШЭ и участница проекта «Дети Вышки» Виктория Тимошева побывала на Дне Медиаграмотности, где узнала о правилах здорового цифрового питания, погрузилась во внутреннее море и сумела выжить в 2019 году.
  • 3 апреля 2019

Найти свое море
Фото: tildacdn.com

Утром 16 марта мое такси остановилось по адресу Новинский, 21 – прямо у посольства США. С этого момента и на четыре дальнейших часа я окунулась в увлекательное образовательное приключение, которое дальше мы будем называть Днем Медиаграмотности.

Американский Центр совместно с Академией RAY на один день превратили здание посольства США в маленький университет со своей уникальной зачеткой (картой навыков) и набором курсов по интересам (участники циркулировали от курса к курсу, как стаи рыбок в океане, гонимые подводными течениями информации).

В самом начале всех желающих прокачать «скиллы» добропорядочного медиаграмотного члена киберпространства собрали в основном зале. Начало было неформальным: мы разделились на небольшие группы, знакомились, делились нашими целями, ожиданиями и просто болтали. Чуть позже нас познакомили со спикерами и темами активностей. Мы должны были выбрать одну из трех «полос», которые шли параллельно (была и дополнительная – для тех, кто захотел пообщаться или вдруг вспомнил, что у него дедлайн через час).

Первая «полоса» – «кейс-стади» – была более теоретическая, в то время как вторая – «развитие навыков» – прикладная.Третья не похожа на остальные: на этой площадке мы говорили преимущественно о внутреннем, о том, как справляться с перегрузкой от бесконечных инфопотоков и что делать, если не получается оставаться спокойным в столь насыщенной информацией среде.

Не успела я выпить весь чай в зоне отдыха, как пришло время расходиться по первым площадкам. Выбор предстоял сложный, так как изначально мне понравились все темы дискуссий и все спикеры. После минут пяти терзаний интуиция подсказала, что нужно идти к редактору отдела политики «Новой газеты», преподавателю Вышки Кириллу Мартынову. Он рассказывал о том, как мы принимаем решения, пользуясь интернетом. Нам предложили представить, что мы очутились в огромной библиотеке, где собраны все тексты мира (и бессмысленные, и еще ненаписанные, и даже те, которые могли написать инопланетяне!). Среди этих информационных джунглей предстояло отыскать сокровище – ответ на извечный и терзающий сквозь века вопрос «что делать?». У каждого, кто хотел высказаться, была возможность озвучить свое мнение. После этого Мартынов познакомил нас с понятием «пузыря фильтров» и основами «здорового цифрового питания». Никто не успел заскучать, и каждый, думаю, вышел с площадки с более четким пониманием процессов обработки информации, которые ежесекундно происходят вокруг него и в нем самом.

Мне удалось спросить у Мартынова, как лично он определяет «медиаграмотную личность» сегодня:

– Медиаграмотный человек – тот, кто понимает, что ландшафт потребления и производства информации людьми довольно странным образом складывается последние десятилетия. Здесь есть большое количество проблем, и он видит хотя бы их часть. Этот человек осознает, что мы живем среди большого количества мифов. Один из самых красивых, в который нам до сих пор хочется верить: возможна такая вещь, как свободный интернет. Практика доказала, что если значительная часть жизни проходит в интернете, то почти никто не хочет, чтобы он был свободным.

Что касается опыта, как ни странно, надо сказать, что он может уводить нас от медиаграмотности, потому что иногда состоит из предрассудков. Если вы посвятите свою жизнь поискам правоты, как это делают большинство взрослых людей, вы не придете ни к какой информационной грамотности. В 16–17 лет у вас еще нет такого объема предрассудков, которые будут мешать.

В зоне отдыха во время десятиминутного перерыва всех гостей ожидали вкусные печенья. Можно было завести непринужденную беседу, обратиться к волонтерам или пролистнуть ленту Инстаграма.

Здесь я не встретилась с форматом привычных лекций. Каждая «полоса» была наполнена дискуссиями, которые шли друг за другом. Никто не ограничивал участников в выборе: темы первого и второго занятия различны и могут пересекаться разве что в той точке, где касаются медиаграмотности.

Если в процессе кто-то понимал, что тема ему неинтересна, он мог перейти на другую площадку.

Я этой возможностью не воспользовалась – было слишком любопытно узнать, как правильно придерживаться digital diet и медитировать, погружаясь во «внутреннее море».

Следующей активностью в моем «расписании» был воркшоп Екатерины Гердзюшевой, создателя проекта Tishbite, где мы анализировали себя и свои ощущения. Воркшоп был посвящен проблемам информационной перегрузки, а точнее – их решению.

Сначала участники закрывали глаза, заглядывали в себя и медитировали. Нужно было представить, что внутри нас море, и мы по нему плывем. В воде живут рыбки (наши эмоции), и мы принимаем их как неотъемлемую часть нашего личного моря.

Вторая практика также предполагала погружение в себя, только на этот раз цель «путешествия» была другой. Мы мысленно искали спокойствие в каждой частичке наших тел. Это было весьма увлекательно, ведь, как оказалось, оно может пребывать в самых странных местах. Я, например, нашла свой дзен в правой брови. Однако занятие было не только о медитации. Екатерина рассказывала о том, как понимание создает мотивацию, говорила, что покой всегда есть в теле, его лишь нужно отыскать, а эмоциональное выгорание – это еще не приговор.

После воркшопа я попросила ее прокомментировать способ повышения личностной эффективности – «мультитаскинг» – который стал в последнее время таким популярным:

– Когда мы выполняем сразу много задач, наш мозг каждый раз переключается, и ему нужно много времени, чтобы войти в состояние продуктивности.

Если мозг постоянно прыгает между задачами, он остается на поверхности, то есть мы не способны глубоко погрузиться в задачу. Нейроисследования показывают, что мозг в таком состоянии очень сильно устает, после чего появляется эффект «мигания внимания», когда мы не можем сосредоточиться на чем-то одном дольше пяти минут. Концентрация неуклонно начинает падать.

Так, наиболее эффективно действовать длинными задачами. Переключаться действительно полезно. Вопрос в том, каков размер нашей задачи: я переключаюсь каждые пять минут или каждые два часа или, например, час выполняю какое-то задание, потом переключаю свое внимание и иду на прогулку. Вот что полезно: переключить свое внимание не с одной компьютерной задачи на другую, а делать что-то в течение часа, потом дать себе отдохнуть. В этом есть большой смысл.

Во время продолжительного перерыва между классами участников бесплатно кормили полноценным обедом (даже вполне вкусным).

Сладкого, кстати, на столах стало еще больше. Я попробовала всего по чуть-чуть и допила оставшийся чай.

Вскоре организаторы объявили о начале игры с многообещающим названием «Стратегия выживания в 2019». В течение часа мы ходили от станции к станции, где было предложено много различных заданий. За их выполнение волонтеры награждали нас стикерами. Они клеились в «зачетку», причем каждый из них символизировал освоение того или иного навыка. Среди них были довольно любопытные. Например, владение цифровой эмпатией (стикер с этой пометкой я получила первым) или знание стратегии ведения медиаканалов.

Когда в картах «выживших» уже не осталось свободного места, игра завершилась. Победивших и проигравших не было – каждый открыл для себя что-то новое и поэтому мог назвать себя победителем. Уходить совсем не хотелось: было слишком уютно и вдохновляюще.

День Медиаграмотности не просто набор лекций и хождение от площадки к площадке. Этот день открыл мне меня.

Оказывается, я давно владела многими навыками работы с информацией, но почему-то никогда не выделяла их как свои плюсы. Более того – даже не подозревала, как они называются. Узнала я и нечто новое: всегда хотела пробовать медитативные практики на себе, потому как много о них читала, но вечно не хватало усидчивости.

Сейчас, если честно, мне сложно представить более привлекательный вариант субботнего досуга: так много эмоций, знаний, людей...

И, конечно, чая.

Виктория Тимошева



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться