«Дети Вышки» // Статья

У Юджина Смита получилось...

Любители фильмов, «над которыми надо подумать», а также поклонники Джонни Деппа, ожидавшие его возвращения на большой экран, совсем скоро соберутся в кинотеатрах, чтобы посмотреть на «Великого».
  • 5 апреля 2021

У Юджина Смита получилось...
Фото: ru24.net

«Коренные американцы верили,
что фотография забирает часть души человека,
но она также может забрать часть души фотографа».

© «Великий»


Если вы вобьёте в поисковик слово «минамата», браузер выдаст ссылки на сайты с различной информацией: Минамата – это и маленькая деревушка на юге Японии, и морской залив, и тяжёлая болезнь, вызванная ртутным отравлением. Так вот, фильм не берёт только одно понятие, он объединяет их, рассказывая людям об экологической трагедии, которая потрясла мир.

Вам может показаться, что в фильме охвачены события нескольких недель, однако Юджин Смит пробыл в Японии три года.

* * *

Американскому фотографу Юджину Смиту кажется, что его карьера завершилась. Он распродаёт оборудование и решает уйти на покой. Но однажды на его пороге появляется женщина Эйлин, она просит его помочь одной японской деревне под названием Минамата.

Смит не хочет возвращаться в Японию. Во время Второй мировой войны он был фотокорреспондентом на передовой американского наступления. Картины войны до сих пор не отпускают фотографа во снах. Он не вернётся в Японию. Нет.

Однако, как гласит известная поговорка, «никогда не говори “никогда”». Эйлин оставила Юджину Смиту несколько фотоснимков, на них были запечатлены люди, заболевшие таинственной болезнью. Эти фотографии не оставили фотографа равнодушным. Юджин Смит отправляется в Минамату.

Ему там не рады. Компания Chisso, которая является виновником загрязнения прибрежных вод ртутными отходами, не хочет, чтобы дело предали огласке, а сами японцы не готовы открыться чужаку. За время работы Смита в Минамате были и моменты, когда хотелось опустить руки: подожжённая лаборатория, нападения на фотографа. Казалось, что затея выпустить материал о Минамате в газете Life – абсолютно провальная.

Спустя три года Юджин вместе с Эйлин делают последнюю фотографию в Минамате – «Томоко Уемура в ванне». С этого фильм начался: несколько обрывочных кадров, показывающих женщину, держащую на руках дочь. Этим он и закончился: финальный щелчок, на котором зрители затаили дыхание. Эта же фотография стала символом трагедии в Минамате.

Вот и всё. У Юджина Смита получилось: Life выпускает свой самый успешный номер, а компания Chisso соглашается выплатить компенсацию пострадавшим от ртутного отравления. Однако финал у фильма неоднозначный и открытый, его можно описать словами одного из героев киноленты: «Сегодня мы победили, но завтра нам предстоит сделать ещё больше».

* * *

Тема экологических катастроф может показаться зрителю банальной и клишированной. Мне же хочется отметить: действие фильма переносит нас в 1970-е годы. Тогда люди не задумывались об экологической обстановке так, как мы сейчас. Именно поэтому фильм получился животрепещущим.

История Минаматы уходит еще в 1950-е годы. Именно в то время жители деревни стали замечать странное поведение кошек, они будто танцевали, а потом умирали. Спустя некоторое время такие же симптомы стали проявляться у людей. К 1956 году врачи решили организовать в Минамате карантин, но принятые меры не помогли побороть болезнь.

В 1958 году ученые выяснили, что описываемые симптомы проявляются при отравлении ртутью. Анализ воды в заливе Минамата показал, что морские животные пропитаны ртутью. Так пути исследования привели к источнику загрязнения – заводу Chisso, который производил химические удобрения. Руководство завода отказывалось принимать какие-либо меры. Мир же не знал о катастрофе, потому что завод обеспечивал рабочими местами местное население и поддерживался министерством торговли и промышленности Японии. Жертв болезни стали скрывать и запугивать.

Лишь в 1959 году на трагедию наконец обратили внимание журналисты. Чтобы остановить скандал, Chisso установили очистительные сооружения, а глава компании показательно выпил стакан очищенной воды. Вот только через некоторое время выяснилось, что очистительные установки не работают, вода в стакане была подменена, а завод все так же загрязняет воду.

И вот в 1972 году мир увидел фотографию «Томоко Уемура в ванне». Она стала переломным событием истории: заболевших минаматой признали пострадавшими, завод согласился выплатить компенсации, а мир задумался о серьезности экологических катастроф.

К 1994 году ртуть в водах залива Минамата перестала превышать норму. Но история, длившаяся больше сорока лет, на этом не закончилась. Компания Chisso выплачивает компенсации пострадавшим и по сей день.

* * *

Не стоит скептически относиться к пафосной фразе на постере фильма: «Джонни Депп растворился в роли». Да, это ещё одна роль, где он носит головной убор, даже образ журналиста не является для него новым (роли журналиста Рауля Дюка в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и Пола Кэмпа в фильме «Ромовый дневник»). Вот только в немолодом фотографе с поседевшей бородой Джонни Деппа выдают лишь характерные интонации. Не было тех ужимок, той характерной для Деппа мимики, за которую его так ругали в последние годы. Если же в целом посмотреть на фигуру Юджина Смита, то может показаться, что Джонни Депп играет самого себя, только в другой профессии: непокорность и склонность к алкоголю; взбалмошность и в то же время кропотливый подход к работе, и, наверное, самое главное – талант, позволяющий сделать то, что не делал до них ещё никто.

Безусловно, это фильм про экологическую катастрофу. Но в большей степени это фильм про Юджина Смита. Про его талант и стремление к совершенству. Про тяжелую и опасную работу в Минамате. Про три года упорного труда, которые Юджин Смит потратил на то, чтобы сегодня мы с вами знали о том, что на юге Японии есть маленькая деревня Минамата, которая стала жертвой экологической катастрофы.

Репортаж из Минаматы стал последним в карьере Юджина Смита. Больше он не снимал для издательств.

Анастасия Черникова



Новости





























































Поделиться