Учителя // Колонка

Учителя с красной ручкой подсознательно настроены на то, чтобы найти ошибку


Учителя с красной ручкой подсознательно настроены на то, чтобы найти ошибку
Фото: malinaland.ru

Несколько раз, комментируя посты в нашей группе «Игровые технологии и игропедагогика» на Фейсбуке и на страничках коллег, я обещала родителям и учителям написать свой пост о... красных чернилах. Имея в виду не только и не столько их реальное воплощение в дневниках и ученических работах, сколько взятый на себя взрослыми, родителями и педагогами функционал запрещающего и пресекающего контроля. Именно так, большими буквами, как стена или непреодолимый барьер, как давление и подавление, воспринимается все оформляемое красным цветом.

В ситуации знаков опасности и предупреждения на дорогах, нормируемых правилами дорожного движения, это необходимо. Потому что слишком краток промежуток времени восприятия и последующего осознания, и на этом волоске мгновения висит чья-то или чьи-то жизни. Но даже здесь, если вдуматься, как мы реагируем на красный знак? Что фиксируется в нашей памяти?

Психологи провели исследование, и выяснилось, что более 80% опрошенных запомнили не что именно запрещено, а сам факт запрета.

И только при повторном обращении взгляда к знаку поняли его содержание (запрет звукового сигнала, запрет съемки со вспышкой...).

Можно быть уверенным (и многолетняя практика школьных учителей, не кривящих душой, это подтвердит), что то же самое происходит с ребенком и даже взрослым, увидевшим исправления красными чернилами. Он запомнит состояние стресса, опасности, негатива. А при повторном обращении зафиксирует не то, что написано красным (здесь приоритет цвета над содержанием), а то, что перечеркнуто, записано синим или черным цветом чернил. То есть... ошибку.

Столь же бесполезна количественная отработка правильного варианта – после девяти раз правильно написанного слова десятый будет снова с той же ошибкой. Потому что человек – не робот, и лишь малое количество людей обладают фотографической памятью и способны ею осознанно управлять.

Более того, существуют исследования, подтверждающие, что учителя, держащие красную ручку в руке, подсознательно настроены найти ошибку.

В одном эксперименте участникам давали прочесть два параграфа сочинения. Им было сказано, что это написано студентом, который учит английский язык, и дано задание поправить его ошибки в правописании, грамматике и синтаксисе.

51 человек использовали красные чернила, другие 51 – синие. Те «учителя», которые правили красной пастой, нашли статистически значимо больше ошибок (24,3), чем те, которые правили синей (19,1).

Психологи полагают, что красный цвет в этом контексте активирует когнитивные категории провала, неудачи и ошибок. А может быть и нет, а работает тут тестостерон, содержание которого в крови реально может вырасти от восприятия красного цвета, что породит агрессивность. А ее, в свою очередь, надо будет ассоциировать с чем-то происходящим – ну вот, например, с домашней работой ученика.

Что делают грамотные педагоги и родители? Как оптимальный вариант – они не исправляют ошибку ребенка, а подчеркивают ее карандашом.

Если ученик более сильный, подчеркивается все слово с ошибкой или все предложение с неверным знаком препинания. Если ученик послабее, подчеркивается только часть слова, морфема. Или даже только само место ошибки. Затем ребенку дается время для настоящей, а не галочной работы над ошибками. Ему важно приобрести и развить опыт самостоятельного поиска и выявления ошибки; пережить не стресс, а удовольствие от решенной головоломки; пройти стадию поиска и подстановки вариантов с учетом правил и прошлого опыта встреч с данным словом; наконец, исправить ошибку и объяснить свою точку зрения. После чего, если все в порядке, учитель просто стирает карандашную метку.

В сознании ребенка закреплено верное решение, освоенный путь к нему и позитив от урока.

Если исправить самому у ребенка не получилось, то он проделывает путь к обретению истины при направляющей поддержке педагога или родителя, работающего зелеными чернилами. Да, на это нужно время. Но только в начале пути. Уже на третьем-четвертом занятии этот вариант полностью себя оправдает. И никакой ЕГЭ таким детям не страшен. Потому что они не боятся ошибки, зная, как ее преодолеть. Они не подвержены стрессу и не заблокированы, как загнанные волки, красными учительскими флажками.



Новости





























































Поделиться