Качество образования // Статья

Стандарт в эпоху VUCA

Мир XXI века принято определять как VUCA-реальность или, говоря языком моих замечательных учеников, мир «Опаньки!». Здесь все происходит в десятки и сотни раз быстрее, чем в прошлом столетии.

Стандарт в эпоху VUCA
Фото: medium.com

Информация прирастает на 100% качественно и количественно уже не в течение 20 лет, а за пару недель. Жизнь меняется так, как будто река времени вырвалась из своего русла и на огромной скорости стремится преодолеть границы не только земного притяжения, но и пространства Вселенной. В этом мире постоянного непостоянства встает вопрос о том, какими быть и быть ли стандартам общего образования.

Современность требует от людей открытости мышления, вариативности решений, интердисциплинарности и интеркультурности, креативности и мобильности. Отвечать на вопрос, какими мы видим стандарты образования, стоит, начиная со встречного вопроса: где вы видели «стандартного человека», ребенка или взрослого? Или: что есть «стандарт» внешности, одежды, поведения… в разные века, у разных наций и народностей?

Опаньки! Чиновник

Что, если подойти и измерить каждого чиновника от образования РФ по «стандарту россиянина»: от цвета волос до роста и формы ушей? И потребовать соответствовать. Ведь возмутятся, вспомнят и прокрустово ложе, и времена нацизма в гитлеровской Германии, мол, мы все разные и в многообразии наше богатство.

Так почему же мы допускаем, чтобы стандарт образования (ФГОС) не был мобильным, гибким скелетом с возможностью наращения мышц, мяса, жирка и кожи? Почему не учитываем индивидуальную специфику учеников и педагогов городской среды, села, любого региона? Почему до сих пор стандарт остается как рама, жесткая и жестоко ломающая под себя личности всех так называемых «субъектов» образования?

Три кита

Чем должен руководствоваться стандарт? Ответ прост: более или менее стандартизованными рамками возрастного физического и психического развития, так называемым онтогенезом. Правда, и здесь нужно учитывать как возможные особенности, связанные с формированием организма отдельно взятого человека (ОВЗ), так и воздействие на него окружающих природных и социокультурных факторов. Например, развитие речи и мировосприятия би- и полилингва отличается от таковых у его монолингвальных сверстников.

Онтогенез – первичная основа любого стандарта. Вторая основа – этно- и лингвокультурные особенности окружающей среды. Третья – уважение к индивидуальным особенностям и потребностям развивающейся личности.

Здесь важно понимать, что развитие человека – длиною в жизнь, и только тогда оно успешно, когда личность мотивирована на его осуществление.

Интересно, что в ФГОС дошкольного и начального образования РФ на бумаге закреплены именно эти три «кита» успешного формирования индивидуума в социуме. Правда, недостаточно учтен сегодняшний интеркультурный и полилингвальный социум, что связано с глобализацией, в том числе отражающейся в образовательном пространстве. Владение иными языками и реализация себя в иных этнокультурах, отличных от русской, в РФ – такая же норма, как развитие «человека мира» в Европе или США. Но это – тема отдельной статьи, и не одной.

«Все равно тебе водить»

Учитель и родители обозначены в ФГОС как «субъекты». Это значит, что и они имеют право и возможность выбора содержания, форм и технологий. Выбора – из предлагаемого стандартами вариативного списка и его расширения в случае необходимости.

Иными словами, оптимальный стандарт XXI века ориентирован на успешную интеграцию участников процесса обучения в VUCA-реальность. Это своеобразный «скелет-пазл» с допуском вариативности. Это основа для грамотного профессионального творчества педагога, его взаимодействия с родителями, опирающегося на психофизиологические потребности детского коллектива и каждого ребенка в отдельности.

ФГОС дошкольного и начального образования РФ в целом приближаются к идеалу – при условии правильного их прочтения и трактовки теми, кто управляет образованием на местах.

Однако сотрудники департаментов образования и руководители образовательных организаций в своем стремлении соответствовать ожиданиям начальства часто нарушают установленные ФГОС нормы и заодно Конвенцию ООН о правах ребенка.

Приведем несколько примеров.

Дошкольный мониторинг

Цитата: «В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся».

Посмотрим, как это на практике. В мае 2017 года автор статьи получил от респондента следующие сведения: руководство ДОО со ссылкой на распоряжение вышестоящей организации приказывает своим сотрудникам «…производить контрольные мероприятия и внутреннюю аттестацию учащихся ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования в последней его редакции».

Немалышковый квест

Цитата: «Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка...

Еще одна: «Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

Что на практике. От 923 респондентов в рамках реализации проекта «Игро-мир образования 2035» нами были получены данные об их уровне владения современными источниками в сфере игровых технологий и частоте использования разнотиповых игр, игровой экспериментальной и проектной деятельности с воспитанниками ДОО. При этом учитывались результаты использовавших грант президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленный Фондом президентских грантов.

ТРИЗы без ответа

Большинство опрошенных педагогов в совершенстве владеют дидактическими игровыми приемами, в своей педагогической деятельности преимущественно используют именно игры. Но!

Творческая активность детей не реализуется по заранее разработанным педагогами сценариям. Игровые технологии направлены в основном на развитие памяти, а не на свободу индивидуального творчества, развитие фантазии и саморефлексию ребенка.

И это – при наличии в РФ собственной ТРИЗ-педагогики, вызывающей восхищение у специалистов в других странах мира!

Программа для киборга

Педагоги ДОО обычно пишут программу своих занятий на год вперед в июне-июле месяце. Как, не будучи демиургом, можно предсказать качественный состав детского коллектива, который придет к ним в сентябре, индивидуальные потребности каждого ребенка, период социализации, уровень заболеваемости и иные не менее важные процессы – непонятно.

Требование к педагогу составлять детальную программу на год, а не примерную краткую концепцию с вариативностью в процессе реализации, противоречит основным постулатам ФГОС.

Получается, что ребенок каждый раз не выбирает заново содержание своего образования, а получает его в довольно жестко упакованном виде.

Педагоги, живущие своей работой, любящие и уважающие детей, находят, в том числе с опорой на тексты ФГОС, лазейки для реализации и индивидуального подхода, и вариативности, и субъектных ролей.

Стоп! Надзор

Санэпиднадзор, Рособрнадзор и другие выставляют все новые и новые препятствия для педагогов, не понимая, что:

  • оптимальная среда для естественной социализации и саморазвития ребенка – это разновозрастная группа;
  • окна и подоконники – не только зона повышенной опасности и источник освещения, но и пространство для творчества (технологии «говорящих стен») и эксперимента (мини-сад на подоконнике);
  • мобильная образовательная среда – отражение мобильности самой нашей жизни. В этой связи намертво стоящие в спальне кровати не так оптимальны, как выдвигаемые, переносные кроватки, дающие возможность полифункционального использования помещения и так далее.

Первоклассник, тормози!

Тупиковая ситуация: педагоги могут творить, дети хотят развиваться, родители готовы сотрудничать и быть субъектами образования. Однако под давлением различных норм и требований, под гнетом документооборота энтузиазм сменяется страхом «сделать не так» или даже «сказать не то».

На момент поступления в начальную школу к обучению мотивированы более 70% детей. К 5-му классу их остается около 50%.

При разговоре со старшеклассниками мы все чаще слышим мнение о школе как о «тормозе» их развития: «Вот сдадим экзамены, тогда и можно будет заняться делом», «нас никто не спрашивает», «мы мешаем учителям писать отчеты и собирать документы» и т.п.

Стандартный не творит

Сегодня идут разговоры о единых учебниках по творческим дисциплинам, единых списках литературы, единой трактовке мировой истории. Наверное, это призвано служить формированию единой гражданской позиции выпускников. Когда-то это мы уже проходили. Но это не спасло СССР, а послужило его скорейшему распаду.

Гражданскую позицию нужно еще уметь отстаивать и реализовывать. Сделать же это способен только критически мыслящий, творческий индивидуум, свободный в своем волеизъявлении.


Новости





























































Поделиться