Олимпиада – это в первую очередь испытание себя. Школьникам нужно быть готовыми интеллектуально, и не меньше – психологически. Нейропсихолог и специалист по психологическому сопровождению Яндекс.Учебник Ксения Вотякова рассказывает, как помочь ученикам младших классов подготовиться к этому событию.
Настройте на успех
Необходимо делать акцент на достижениях каждого ученика, проверке его возможностей, а не соревновании с другими. Правильный настрой – это половина победы.
Олимпиада не подразумевает проверку знаний по школьной программе, ведь нестандартные задания по плечу многим детям, а не только тем, кого обычно записывают в «математически одаренные».
Игра, вызов и удовольствие от результата – даже если смог решить две задачи из семи, зато какие! – вот ключевые слова.
Предложите заглянуть в прошлогодние задания
Полезно посмотреть задания прошлых лет, понять специфику тем и задач конкретной олимпиады и попробовать решить задания одной из прошлых олимпиад за то время, которое обычно дается.
Создавая собственную онлайн-олимпиаду «Я люблю математику», Яндекс.Учебник предусмотрел специальный пробный тур, результаты которого не влияют на результат прохождения основного тура – именно для того, чтобы дети познакомились с форматом и типом заданий.
Поговорите по душам
Если вы заметили, что кто-то из учеников волнуется перед олимпиадой, попробуйте откровенно поговорить с ними. Попробуйте сделать так, чтобы они рассказали вам или кому-то еще о своих переживаниях и тревогах.
Иногда детям кажется, что низкие результаты плохо скажутся на репутации школы, или больно ударят по их самооценке, или расстроят родителей?
Напомните им, что волноваться накануне олимпиады – это нормально, но заранее расстраиваться нет смысла – вне зависимости от результатов, им будет полезен опыт прохождения олимпиады. Можно проиграть битву, сделать правильные выводы и выиграть войну.
Попросите вспомнить о своих победах
И вот конкретный совет, который можно дать детям: перед тем как зайти в класс или нажать кнопку «Начать» при прохождении онлайн-олимпиады, надо вспомнить любые две ситуации, в которых они одержали победу. Это поможет почувствовать уверенность в себе.
Можно также предложить какой-то талисман – «счастливую ручку» или «рубашку, которая принесла удачу». Как символы прошлых побед и удачи они укрепляют веру детей в свои способности.
И, конечно, когда дети трудятся над сложным заданием, им будет легче, если они вспомнят о тех людях, которые поддерживают их и верят в победу.
Закрепите порядок действий
Порекомендуйте читать каждое задание, условия и вопрос к нему два раза, а после этого мысленно пересказывать его воображаемому собеседнику, чтобы удостовериться, что задача правильно понята. Это застрахует детей от ошибок по невнимательности. Напомните о том, что нужно проверить решение и ответ каждой задачи от начала до конца.
На обычной олимпиаде полезно перепроверить решения всех заданий перед сдачей. В онлайн-олимпиадах, как правило, каждое задание сдается отдельно, поэтому перепроверять надо перед нажатием соответствующей кнопки.
Напомните ученикам, что участникам олимпиады надо постараться быть на пике работоспособности и концентрации. Для этого накануне надо хорошо выспаться, а во время решения заданий иметь с собой воду, что-то сладкое. Справиться с сильными эмоциями и находиться в оптимальном для работы состоянии помогут также дыхательные техники. Сосредоточенное дыхание успокаивает, концентрация на дыхательных движениях позволяет отвлечься от решения задач и взглянуть на них свежим взглядом.
Научите снимать эмоциональное напряжение
Даже ученики 3–4-го классов способны освоить дыхательные техники, которые помогают избежать стресса и сосредоточиться на заданиях.
Самая простая – долгий вдох на четыре счета и долгий выдох на четыре счета. При выдохе дети должны стараться выдохнуть воздух полностью. Достаточно сделать шесть-восемь циклов дыхания в комфортном для ребенка темпе.
Снять излишнее эмоциональное напряжение помогают и активные движения: потянуться, размяться, растереть ладони, повращать головой, встряхнуть руки.
Дайте практические советы
Важно прочитать сначала все задания, чтобы сориентироваться в них, прикинуть, сколько сил и времени потребует каждая задача.
Если какое-то задание кажется сложным, его лучше пропустить и приступить к тем, которые кажутся легкими и понятными.
Пока ребенок будет их решать, первоначальное волнение постепенно пройдет, голова начнет работать более ясно, он войдет в рабочий ритм. И, главное, часть заданий уже будет выполнена.