Вот и свежий опрос Левада-центра стал причиной многочисленных обсуждений. Еще бы, 21% всех участников опроса и 53% молодежи от 18 до 24 лет дали ответ «определенно да» и «скорее да» на вопрос «Хотели бы вы переехать за границу на постоянное место жительства?» Полгода назад так ответили только 15% россиян, но в 2011 и 2013 годах таких ответов было столько же или даже чуть больше. После присоединения Крыма, когда произошла резкая консолидация общества, число заявивших о желании покинуть Россию резко упало, но теперь снова увеличилось. Что касается всех ответов, ничего революционного не произошло.
А вот что касается молодежи, то ни разу прежде об эмиграционных настроениях не заявляло более половины из них. Еще полгода назад таких ответов было только 37%, хотя в мае 2011 года почти столько же, как сейчас, – 48%.
Как же интерпретировать эти данные, насколько тревожными они являются? Действительно ли Россия может лишиться половины своих молодых граждан, как сейчас часто приходится читать и слышать? Сразу хочу успокоить: такая опасность нам не грозит, никакого исхода не ожидается. Отвечая на следующие вопросы, менее 1% россиян сообщили, что они уже оформляют документы на выезд, еще 1% принял твердое решение уехать. Даже если среди молодежи таких вдвое или втрое больше, то это совсем не половина.
Большинство сообщивших о своем желании уехать ничего для этого не предпринимают и никуда не уедут. Хотя бы потому, что это не так уж просто, если у тебя нет хорошего знания иностранного языка, договоренности о месте работы, да и возможности получить рабочую или учебную визу. Да и вообще, переезд в другую страну требует очень больших усилий, невозможных без очень сильной мотивации, а такой мотивации у большинства молодых все-таки нет.
А что же есть? О чем говорят эти ответы? У части молодых людей – действительно о намерении покинуть Россию. Среди них много высокообразованной молодежи, для которой это вполне реально. Словосочетание «русский программист» известно во множестве стран, это своеобразный знак качества. Да и не только российские программисты востребованы за рубежом, но и образованные представители некоторых других профессий. Наука и бизнес давно утратили национальные рамки, они стали мировыми, а потому и стремление привлечь талантливую молодежь из разных стран все больше растет.
В любом крупном университете западных стран, в крупнейших инновационных компаниях мы встретим молодых людей из самых разных стран, с разных континентов, в том числе и российских специалистов. Сколько бы мы ни ругали свое образование, но у нас есть несколько очень сильных университетов, которые готовят кадры мирового уровня. Плохо ли, что часть образованной молодежи покидает страну? Это сложный вопрос, поскольку тут нет единого ответа.
С одной стороны, это очень хорошо, поскольку они оказываются там, где могут в большей мере раскрыть свой потенциал, а если не удалось это сделать где-то еще или получили хорошие предложения из российских университетов или компаний, возвращаются в Россию. Границы, слава богу, пока открыты.
Переезжать из страны в страну, в том числе из России и в Россию, проблем нет. Но даже если они не возвращаются, они все равно вносят вклад в мировую науку и мировой бизнес. Не думаю, что Россия при этом сильно страдает. Мы ведь тоже пользуемся общемировыми наработками. Не говоря о том, что многие молодые ученые поддерживают связь со своими родными университетами, приезжают, читают лекции студентам и пр. Но все-таки если уезжает больше талантливых людей, чем приезжает, это очень тревожный сигнал. Значит, здесь они менее востребованы.
А остальные? Те, кто говорит, что хочет уехать, но никуда не уезжает? С чем связаны их ответы? Во-первых, с неудовлетворенностью своей собственной жизнью, прежде всего с ее уровнем.
Политические обстоятельства играют гораздо меньшую роль. Россия не относится к числу бедных стран, в среднем уровень жизни здесь выше, чем в ряде соседних стран постсоветского пространства, но значительная часть населения, в том числе и молодого, живет достаточно бедно. Между тем, высока доля молодежи, получающая или уже получившая высшее образование, и это образование очень разного качества и дающее очень разные перспективы.
У молодежи вообще, а у студенческой и имеющей высшее образование в особенности, достаточно высоки стандарты уровня и качества жизни. Они очень сильно изменились за последние 15–20 лет. Для многих они оказываются недостижимыми, и тогда появляется чувство, что в более богатой стране они бы жили гораздо лучше. Что стоит туда переехать, как жизнь сразу изменится к лучшему. Как правило, это только мечты, очень немногие из этой категории действительно уезжают.
И, наконец, еще одно очень важное обстоятельство. Несмотря на многолетнюю государственную пропаганду, внушающую, что нас окружают одни враги, основная часть молодежи воспринимает мир как открытый и к ним не враждебный.
Этот мир очень хочется посмотреть, там побывать, какое-то время (не обязательно длительное) там пожить. В опросе ведь не спрашивали, хотят ли россияне, в том числе молодые, пожить в других странах не всю жизнь, а какое-то время. Между тем значительная часть ответов, скорее всего, касается именно этого. Для молодых, и это очень хорошо, мир воспринимается открытым, а Россия – его частью. Им хочется этот мир увидеть, узнать, стать его частью. Вполне нормальное желание для XXI века.