По результатам международного исследования PISA-2018 школьники столицы заняли четвертое место в мире по глобальным компетенциям и второе – по финансовой грамотности.
Комментируя эту новость, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Галина Ковалева отмечает три ключевых фактора, определивших высокие показатели столичных школьников.
Конечно, имеет значение социально-экономический статус семей, который складывается из их доходов, квалификации и должности родителей. Этот показатель в Москве значительно выше, чем по России.
Но не менее важны инвестиции в образование. Так, бюджет образования Москвы на 2020 год вырос на 25% по сравнению с прошлым годом и составил 415 млрд рублей. Всего на 2020–2022 годы предусмотрены бюджетные средства в объеме почти 1,3 трлн рублей.
Кроме того, с 1 января 2020 года затраты на одного учащегося первого-четвертого классов составили 135 тысяч рублей в год. Это на 10 тысяч больше, чем было ранее. На ученика пятого-девятого классов из бюджета выделяется 155 тысяч, на старшеклассника – 175 тысяч рублей. В этих случаях прибавка по сравнению с прошлым годом составит уже 15 тысяч рублей.
Для сравнения: .в Тверской области на сельские школы для учащихся начальных классов выделяется норматив в размере 62,81 тыс. рублей, в основной школе – 58,92 тыс. рублей, в старшей – 42,97 тыс. рублей.. А в городе эти показатели еще меньше: 22,7 тыс., 24 тыс. и 22,35 тыс. рублей соответственно.
И такая картина типична для дотационных регионов, которых в стране большинство.
Сопоставимы с московскими затраты на 1 учащегося в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, а в Чукотском автономном округе и в республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах они даже выше столичных, но за счет северных надбавок. Причем экономисты пророчат секвестирование региональных бюджетов ввиду пандемии и необходимости увеличения расходов на здравоохранение.
Наконец, третий фактор, который выделяет Галина Ковалева, – это интеллектуальный потенциал столичного города, который включен в школьное образование.
Вспомним московские проекты «Университетские субботы» и «Музеи, парки, усадьбы».
Немаловажно, по мнению эксперта, учитывать и высокий уровень диагностических работ, проводимых Московским центром качества образования, включающих исследования метапредметных результатов.
Напомним, что особенность проведения исследования PISА-2018 в России заключалась в том, что для трех регионов – Московской области, Республики Татарстан и г. Москвы – была сформирована отдельная дополнительная выборка (более представительная, чем по другим субъектам РФ), которая позволяет их сравнивать не только со среднероссийскими показателями, но и со средними результатами по странам ОЭСР.
Так, по опубликованным в декабре 2019 года данным, московские школьники попали в топ «отличников» и по предметным компетенциям, обогнав другие страны.
Например, по читательской грамотности они заняли 3-е место, уступив только сверстникам из Китая и Сингапура, в то время как РФ оказалась 33-й в общем списке участников, и 5-е место по математической грамотности, тогда как РФ заняла 30-е место.