Введение новых Стандартов – событие важное для любого педагога, ребёнка, родителя. Событие, связанное с ожиданиями, обновлением, реформами в образовании. А как же обстоят дела на самом деле?
Современный педагог сталкивается с огромным количеством требований, которые непременно должны быть выполнены. Но для чего и ради чего? Да, мы хотим воспитывать «уникальную личность», успешного гражданина, только вот беда, средства воспитания остаются прежними, устаревшими, традиционными. Мечтаем, чтобы наши воспитанники были свободны в своём выборе, легко вступали в коммуникацию, но классно-урочная система остаётся единственно правильной. Ведь легче управлять детьми, которые сидят «в затылочек»… А учитель по старинке «даёт» материал, который не находит в детях никакого отклика. Откуда же у ребёнка сформируется умение высказывать свои мысли, обсуждать новые способы действия с одноклассниками и учителями?
Чтобы деятельность учеников была реальной, полноценной, чтобы исследование новых объектов изучения на любом школьном предмете стало жизненно важным для них, несомненно, нужны особые условия в образовательном пространстве каждого учебного заведения. Эти условия сопряжены с серьёзными финансовыми затратами.
Смешно и горько осознавать, что в виртуальном мире, который стал частью каждого из нас, существует немало способов узнать о проблемах развития человека, мира, Вселенной, в сети есть огромное количество интерактивных музеев, а в большинстве российских школ учитель довольствуется лишь доской и мелом.
Вы реально думаете, что эти подручные средства помогут педагогу и детям достичь декларированных в документе ФГОС результатов обучения?..
Стоит серьёзно задуматься над тем, что в новой редакции ФГОСа текст «Требований к предметным результатам» по своему объёму существенно превосходит текст самого Стандарта (158 страниц против 92). Как отмечает в своей статье Владимир Бацын, «в нашей средней школе 17 обязательных учебных предметов, в каждом из них уйма результатов, так что всех результатов, включая промежуточные, да ещё вдобавок расписанные по годам обучения, и не счесть!»
Получается, что учителю не предоставлено право выбора, раз в документе Стандарта чёрным по белому прописаны результаты, которых должны достигать ученики по 17 школьным предметам.
Почему, например, в школьной программе по литературе учитель обязан изучать произведения авторов по строго составленному списку? Почему, если мы, конечно, говорим о воспитании «уникальной личности», педагог не имеет возможности сам выбрать материал для исследования литературных текстов, который был бы современным, познавательным, соответствующим психологии и интересам современного ученика?
Всё, что предлагает документ ФГОСа, как будто делается ради обучения, воспитания и развития каждого ребёнка. И хочешь не хочешь, учителю придётся выполнять все предписания, подстраиваться под заявленные условия и почти по-армейски рапортовать о достижениях своих учеников. А тем временем хочется видеть просторные классы, оснащённые техникой, с современной мебелью для группового взаимодействия… А ещё хочется слышать смелые суждения учителей о выборе методов, технологий, практик обучения, развития детей в каждой отдельно взятой школе.
Потому что каждая школа должна быть уникальной, а не унифицированной общими предметными требованиями ФГОСа.
Школа должна выполнять свою миссию и не должна быть похожей на соседние в микрорайоне школы. Только в этом случае можно говорить об уникальном образовательном пространстве, где каждый ребёнок – с горящими глазами, с любопытством учится и узнает новое и где каждый педагог спешит на урок и стремится отдать свои знания детям.
Именно со школы всегда начинается деятельность, подталкивающая учеников к самостоятельному развитию и поиску знаний. Современный ФГОС – документ, который не может закрывать пути продвижения и поиска, а наоборот, должен давать возможности учителям профессионально развиваться и реализовывать себя, а ученикам становиться ищущими, самостоятельными, свободными.
Мне хочется, чтобы прокрустово ложе Стандарта превратилось в пространство новых открытий, возможностей, инициатив.
Сбудется ли?..