«В истории русской школы бывали периоды, когда общественное мнение вдруг с особым интересом обращалось к школе и вообще к проблемам воспитания. Такой повышенный интерес явственно обозначается и в наши дни. Слово учителя должно звучать весомо, но для этого он в глазах всех людей должен быть учителем, а не училкой. Пусть всем нашим детям всегда достаются лучшие учителя».
Это написал мой учитель, Симон Львович Соловейчик, и эта статья, ставшая потом знаменитой, была опубликована 4 октября 1970 года, почти полвека назад. Мне кажется, она очень актуальна и сейчас, особенно тогда, когда он пишет: «в наши дни слово учителя должно стать весомым» –и т.д. Мне кажется, что сейчас ситуация вокруг воспитания и образования настолько обострённая, она настолько вышла из обычных проблем: как учить, чему учить,–педагогических, что называется, она настолько стала острой социально, политически, экономически и во многих других направлениях, что общество как бы с изумлением увидело, что есть ещё школа, есть, оказывается, учителя, и от них что-то зависит.
Вот это изменение, мне кажется, ключевое.
Много лет мы традиционно отдавали учителю какую-то дань, внимание и всё остальное, но всерьёз его никто не воспринимал.
И сейчас ещё власть не только в нашей стране всерьёз школу и учителя не воспринимает. Достаточно сказать какие-то слова, один раз в год со сцены Кремлёвского Дворца Съездов поздравить, вручить призы и т.д., но всерьёз к учителю никто не относится. От этого и маленькие зарплаты, от этого и унижение бюрократическим давлением, от этого возможность использовать учителя во всяких политических играх и т.д. Всерьёз никто не прислушивается ни к мнению учителя, никто не стремится влияние учителя воспринимать как сущностное.
И вот сейчас многое меняется. Мне кажется, что все вдруг с изумлением увидели, что от учителя действительно зависит не только, как мы будем жить, а выживем ли мы вообще не в плане вселенском, не в плане бытовом, потому что то, что мы наблюдаем как напряжение политической ситуации, может кончится очень плохо.
Мы знаем, к чему приводят революции, и как вслед за ботаниками приходят мародёры, и что будет, если очкарики соединятся со шпаной, и к чему это может привести, и о чём учителя, собственно, и говорят.
Например, в том письме, которое подписали 3,5 тысячи учителей в знак протеста против так называемого «московского дела».
Я вошёл в классную комнату первый раз осенью 1974 года. Это был кабинет физики в маленькой школе села Бузовка Днепропетровской области. Я ушёл со второго курса инженерного факультета сельскохозяйственного университета, куда попал по недоразумению, и очень скоро понял, что это не моё, что надо идти в школу. После этого была армия, после этого был институт педагогический, физфак Ленинки, потом снова школа, «Учительская газета», «Эврика», «Вести образования».
И этот день, который я запомнил на всю жизнь, растянулся действительно на очень долго, на всю жизнь.
И эти учительские дни не всегда были праздничными, не всегда были радостными. Было и огромное количество разочарований, переживаний. Но сегодня у нас праздник. И я хотел бы поздравить всех учителей «с большой буквы» с этим праздником, пожелать им свободы и удачи.