Для начала давайте разберемся, откуда в них появляется этот конфликт? Подросток – это и есть конфликт, это человек, который каждый день воюет с собой, со школой, с родителями, средой, миром.
Почему так? Вспомните себя.
Да, конечно, мы были другими, мы были послушными, хотели ходить в школу и учиться, и у нас были великие цели, и мы к ним шли, тем не менее это было время, когда мы чувствовали себя взрослыми, но все еще не имели возможности делать все, что мы захотим, и слава богу, что не имели!
Вспомните это время, ложиться спать надо было когда вам скажут, а не когда хочется. Хотелось общаться со старшеклассниками, они были такими крутыми, но не обращали на вас внимания. Хотелось делать все без родителей, но это удавалось крайне редко. Хотелось самому решать, куда ходить и что делать, но не всегда удавалось и получалось. А сейчас играть и сидеть в телефоне нельзя, вредно. Смотреть телевизор вредно, есть фастфуд нельзя, пить колу вредно, мало спать нельзя; учиться, институт, работа – вот это надо!
А как мне, подростку, понять, кто я и куда я иду? Как выбрать правильную работу для меня? Как понять в этом огромном и разнообразном мире, что мое, а что нет?
В итоге мы имеем человека в достаточно жестких рамках и с минимальным пониманием, что дальше, в полной неопределенности. Остается только поднести спичку – и пожар вспыхнет, и вот он уже, конфликт.
Можно, конечно, сказать: «Да ладно, и что же теперь, их жалеть? Мы все так жили, всем было сложно, ну как-то прорвались, чего-то достигли». Я ни в коем случае не призываю вас, взрослых и успешных, жалеть подростков или срочно бежать и все менять, да и не совсем понятно, что менять. Давайте начнем с простого, с себя!
Давайте ослабим хватку и постараемся услышать и пойти навстречу, иногда в некоторых ситуациях не будем столь непреклонны. Давайте учиться садиться и обсуждать, и находить компромисс.
Я прекрасно понимаю, что для этого нужно время, место и терпение, но если мы с вами покажем им, как это делается и что можно слушать, слышать и договариваться, возможно, они возьмут этот инструмент на вооружение и конфликтов будет меньше.
Давайте будем терпимее к водителям в пробках, к людям, наступающим на ноги в метро, к нерадивым официантам, к полицейским, вдруг вас остановившим. Давайте показывать пример детям и подросткам, как мы с вами можем справляться со своими эмоциями и как мы умеем принимать и понимать других и быть чуть меньше эгоистичными. Все устают, всем сложно, у всех бывают тяжелые дни, и мы, взрослые, так или иначе умеем контролировать себя. Так давайте же показывать пример, и конфликтов будет меньше, я уверен.
Давайте рассказывать им о том, как мы решали конфликты и к чему это приводило, и каких результатов мы добивались, решая конфликты тем или иным способом.
Если вы дрались и ругались, расскажите подростку о своем опыте, ему точно будет интересно, и, возможно, в следующий раз вы что-то сделаете иначе, все же рефлексия – полезная штука для улучшения качества жизни, да и инструмент в жизни крутой.
Да, вы совершенно правильно понимаете мой посыл. Они, дети и подростки, учатся у нас и очень часто копируют наше с вами поведение. Нет-нет, я ни в коем случае не утверждаю, что конфликты и драки в детском сообществе – это вина взрослых, но что-то в этом есть. Возможно, многое.