Качество образования // Колонка

Лучше меньше, да лучше, или На все нужно время!

Учитель Школы Жизни-Gymnasium Ян Патлис – о том, что может сделать учитель, чтобы заинтересовать своих учеников, и почему самые лучшие идеи не всегда удается осуществить прямо сейчас.

Лучше меньше, да лучше, или На все нужно время!
Фото: adesfashion.ru

Первое, что бросается в глаза в существующей системе образования – это единый объем знаний для всех в строго ограниченный промежуток времени.

За год каждый ребенок по идее должен освоить определенное количество знаний и выдать определенный результат, но тут наступает самое интересное – все дети разные, и каждому отдельному ребенку нужно разное количество времени для того, чтобы вникнуть, понять, научиться применять и пользоваться.

Мы все разные, и если одному ребенку достаточно один раз услышать новую тему на уроке и сделать пару-тройку заданий – и тема освоена, то другому нужно услышать, прочитать, спросить, решить пятьдесят заданий, и только при таком раскладе материал укладывается-устаивается. И это только пара примеров, комбинаций может быть множество.

«Что делать, – спросите вы, – как выйти из ситуации?»

Есть пара идей.

Каждый ученик может идти в собственном темпе в рамках выбранного материала.

Как? Изменить систему «давания» уроков и сделать больший упор на подачу теоретического материала в удобной для усвоения форме.

Что может сделать учитель

  • Собрать максимальное число вариантов: видеоуроки, схемы, тексты, майндкарты, рабочие тетради – любой материал, который даст возможность ребенку знакомиться с темой, концепцией как бы самостоятельно, а по факту – в удобной форме.
  • Научить детей работать с источниками и определить, какой формат больше подходит для того или иного ребенка. На это потребуется время, но в перспективе ребенок, понимающий, как и где добывать информацию, будет суперрезультативным учеником.
  • Определить, кому и сколько надо сделать упражнений для того, чтобы быть уверенным в своих силах и понимать: я это знаю, и на это тоже требуется время.
  • И наконец, дать возможность детям самим выбирать, когда они готовы писать проверочные или контрольные, естественно, в ограниченном промежутке времени. (У вас есть две недели, и вы сами решаете, когда вы готовы, и этому надо тоже научить, и на это тоже требуется время.)

В общем, для того чтобы научить детей учиться, нужно время, и этого времени явно нет в учебных планах. Но если мы хотим эффективности, нужно уменьшить объем требуемых знаний.

Есть еще один важный аспект – готовность детей к учебе.

Нет-нет, я не про писать, читать и считать. Я про внимание, память, концентрацию, понимание того, зачем вообще я пришел в школу. (И тут, с одной стороны, сложно, а с другой, при желании возможно, хотя вы понимаете, к чему я клоню.)

Я говорю о том, что и на это нужно время.

Нужно время на выполнение заданий на концентрацию, память, внимание. Причем эти упражнения желательно делать перед началом каждого урока.

Просто представьте, если на каждом уроке мы одиннадцать лет будем целенаправленно тренировать столь важные для учебы навыки, эффективность учеников будет зашкаливать.

Что это за задания такие?

Поищите в Интернете, они есть, они простые и интересные! Но, как вы понимаете, и на это нужно время, а его всегда не хватает. Потому что надо впихнуть в детей огромный объем информации, и учителям не до развлечений.

А дети, как показывает практика, не готовы потреблять эту информацию.

Что делать? Уменьшать объемы, если мы, конечно, хотим качества.

Что касается понимания, зачем я учусь и хожу в школу… И это не сразу приходит.

Нужно время, чтобы учитель и ученики вместе могли поставить цели и задачи на учебный период (каждому возрасту – свой период), а самое главное, чтобы было время на обсуждение результатов и корректировку целей. При такой системе ученик видит свой рост и прогресс, отслеживает свои результаты, управляет своим образованием и, я уверен, хочет учиться и достигать новых высот!

Дети довольно быстро понимают, что весь этот объем знаний будет применяться исключительно на контрольных. Сразу возникает нежелание тратить время на изучение с прицелом на перспективу.

Дети понимают это лучше взрослых: перед контрольной репетитор натаскает, и все будет хорошо. Зачем тратить время на нудную учебу, если можно пройти коротким путем?

Что же делать? Нужна практика.

Русский язык замечательно подходит для написания блогов, рекламных текстов, издания сборника рассказов или книги!

Математика вписывается в экономику в любом ее проявлении: рассчитать семейный бюджет, организовать праздник, путешествие, купить квартиру, начать свой бизнес, построить что-либо.

Английский язык очень нужен прежде всего для общения, есть целые сообщества англоговорящих школ, и они готовы общаться в любом формате, детям очень интересно общаться друг с другом!

Суть ясна, но вы догадываетесь, что я сейчас скажу. На это тоже нужно время. А его нет.

Программа перегружена.



Новости





























































Поделиться