Воспитание // Статья

Китеж. Часть 3: Не просто игра

За год через Китеж проходят десятки гостей: волонтеры, студенты, эксперты, приемные родители, дети, обучающиеся по программе «Возвращение домой», и участники ролевых игр, которые проводятся четыре раза в год в период школьных каникул. Как это происходит?

Китеж. Часть 3: Не просто игра

Я приехала в поселок как раз накануне летней ролевой игры под названием «Нефритовая империя». В ожидании 160 гостей на территории поселка были установлены палатки и декорации китайских пагод. Организует эту работу Конструкторское бюро ролевых игр, которым руководит китежанин Иван Назаров.

«Это не лагерь ни в коем случае, это именно большая развивающая игра, в которой все элементы очень настоящие, если угодно, – рассказывает Иван Назаров. – То есть в ней есть свободный, открытый мир, ты можешь заниматься тем, чем хочешь: творчеством, бизнесом, войной.

Хочешь водить караваны и зарабатывать на этом деньги – пожалуйста, хочешь сидеть в трактире, играть в кости и пропивать свои деньги за стаканом чая и печенюхой – твой выбор, но, соответственно, готовься к последствиям.

Хочешь грабить караваны и быть разбойником – у тебя есть и такая возможность, но ты опять же готовься к соответствующим последствиям, что ты окажешься вне игрового закона, к тебе будут применены соответствующие санкции и т.д.

Наши игры помогают извлечь настоящий жизненный опыт и действительно способствуют взрослению ребят.

Это как прочитать классную книжку и осознать ее».

Штаб КБРИ (Конструкторского Бюро Ролевых Игр).

Приведу пример, подтверждающий эти слова.

Александр впервые приехал в Китеж в возрасте 9 лет. Мальчик рос без родителей, его воспитывал дедушка. В школе отношения со сверстниками не складывались, был замкнутым, необщительным.

Поэтому дедушка по совету знакомых отправил его в Китеж для участия в ролевой игре, которая позволяет детям прожить разные жизненные ситуации, испытать себя, проявить смелость, находчивость, творческие задатки и, конечно, учит умению взаимодействовать с командой.

Достигнутые результаты подросток обсуждает с психологами, поэтому такая игра напоминает психологический тренинг, но, в отличие от него, имеет увлекательный сценарий, связанный с конкретной эпохой.

Благодаря такой ролевой игре, а затем и участию в спектаклях Китежского театра Александр медленно, но верно преодолевал свои комплексы, страх перед новыми людьми (первое время он боялся выходить из дома), болезненную замкнутость.

Потом приезжал на другие ролевые игры, пока, наконец, не принял решение остаться на учебу в 10–11-м классах по программе «Возвращение домой», о чем, кстати, ни разу не пожалел. Наоборот, пожалел о том, что не сделал этого раньше.

Китежская школа гордится качеством своего образования: здешние старшеклассники получают высокие баллы за ОГЭ и ЕГЭ.

Китеж, по его собственному признанию, стал для Александра вторым домом. Будучи студентом престижного вуза, он часто приезжает сюда, а в Москве общается с ребятами, с которыми подружился в поселке.

Птенцы гнезда китежского

Китежане регулярно обсуждают портрет выпускника Китежа, дополняя его с учетом требований и вызовов времени.

Мариша Филиппова, выпуск 2014, студент 4 курса МПГУ худграф

В идеале выпускник Китежа – это успешный, адаптированный к жизни в обществе человек, готовый строить свою жизнь за пределами поселка.

Кирилл Качайкин, выпуск 2017,студент ВШЭ 2 курс

Критерии успешности для всех разные. Для одних это означает после 9-го класса поступить в колледж, для других – найти хорошую работу или пойти служить в армию, для третьих – просто преодолеть свои трудности, например, в общении. Есть те, кто поступает в вузы.

Сегодня в Китеже выпускников, которые поступают в вузы, больше, чем тех, кто продолжает учиться в колледже.

Майя Белова, выпуск 2015 года прошла программу в United World College

Здесь уделяется большое внимание не только успеваемости , но и профориентации. На этом специализируется Кирилл Кисленко. Он организует для ребят профессиональные пробы и на базе Китежа, и за его пределами. Старшеклассники проходят стажировку на калужских предприятиях, в московских банках, в сфере продаж, в качестве дизайнеров в рекламной фирме, помогают в гостинице или ветеринарной клинике и т.д.

Санда Дягилева, выпуск 2012, окончила КГУ им.Циолковского, репетитор английского языка

Теперь сверхзадача, которую поставил перед собой Кирилл – привлечь приемных детей к сдаче международных экзаменов по английскому языку. Среди ребят из обычных семей – китежских и приезжающих по программе «Возвращение домой» – таких уже немало: ведь эти экзамены помогают поступить в престижные вузы на перспективные специальности.

Маргарита Фабрая, выпуск 2015, студентка 3 курса СПбГИК

По окончании школы выпускники Китежа разъезжаются по разным городам, начиная путь в самостоятельную жизнь – и не в ролевой игре, а в суровой реальности.

Не всегда родителям удается подстелить соломку и предостеречь детей от ошибок, многим приходится набивать свои шишки. Но связь с приемными родителями не прерывается: это постоянное общение во всех форматах, предоставляемых современными гаджетами, и помощь со стороны взрослых в аренде жилья, да и просто советом.

11-й класс 2017

Бывали случаи, когда ребятам было сложно адаптироваться в самостоятельной жизни, определиться с выбором профессии, и они возвращались в родное гнездо, под родительское крыло. Конечно, без дела не просиживали: в Китеже их загружали разной работой, в том числе и той, которая потом становилась профессией.

Один из выпускников работал поваром в столовой поселка. И так ему это пришлось по душе, что он выучился на эту специальность и теперь работает в одном из лучших ресторанов Москвы.

А в 2004 году на границе Калужской и Московской областей возник поселок под названием «Орион», который создали выпускники Китежа по его образу и подобию. Там проживают приемные семьи, правда, нет пока еще своей школы.

Дружественные проекты – сообщества замещающих семей, которые поддерживают связь с Китежем, находятся в городе Армавире Краснодарского края (поселок фонда «Виктория»), Рязанской области (детская деревня «Ключ»), Детская деревня SOS – Томилино.

С 1 сентября 2019 года в Иркутской области откроется большой образовательный комплекс «Умная школа», в состав которого войдет поселок приемных семей, построенный с учетом опыта сообществ приемных семей, в том числе и китежского.

Комплекс создается Центром разработки образовательных систем «Умная школа» на средства Благотворительного фонда «Новый дом». Модель поселка и систему семейного жизнеустройства разрабатывает директор китежской школы Максим Аникеев совместно с коллегами.

В образовательном комплексе будут обучаться более 1000 детей, из них – 150 ребят из приемных семей, остальные – из обычных семей, живущих в ближайших микрорайонах.

Осенью планируется провести обучение и отбор приемных семей.

«Мы понимаем, что Китеж – это успешный пример воспитания детей, лишенных родительского попечения, и это успешный проект с давней историей и хороший пример семейного жизнеустройства. Поэтому нам был так интересен опыт Китежа», – говорит Марк Сартан, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Да, опыт Китежа интересен сегодня многим. Но сами китежане признают, что им есть еще куда стремиться и есть куда развиваться. Пожелаем им в этом успеха!



Новости





























































Поделиться