Директор местной школы Максим Аникеев рассказывает: «Я бы назвал несколько больших этапов развития концепций и представлений. С 1992 по 1995 год люди просто приезжали для того, чтобы сделать какое-то доброе дело, и казалось, что достаточно быть хорошими, открытыми, добрыми, любящими, для того чтобы помогать детям. А дети в то время были практически никому не нужными, брошенными.
Это касается детей, которые были в детских домах, социально-реабилитационных центрах. Но такой подход быстро утратил свое очарование, потому что стало понятно, что особые дети требуют особых подходов, профессиональных знаний.
И дальше был этап развития, становления школы. Родители начали получать педагогическое, психологическое образование. Начали искать методики (в том числе арт-терапия, которую мы до сих пор используем). Стали знакомиться с профессионалами в этой сфере.
И на следующем этапе, начиная примерно с 2010 года, мы начали работать над некой методологией необычной школы, школы-сообщества, которая находится в социальном партнерстве с приемными семьями. И в этот момент мы стали уже вырабатывать какие-то собственные представления о том, что работает в воспитании, какие у нас есть проекты, что бы мы хотели развивать».
Здесь наработаны уникальные педагогические методики, такие как: ролевые игры, арт-терапия, семейное образование.
Однако, по мнению президента МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», руководителя тьюторской магистратуры МГПУ Татьяны Ковалевой, главное достоинство Китежа – дружелюбная атмосфера.
«Это добрая, доверительная среда, которую живущие здесь люди обустраивают для поддержки и развития ребенка, который “оттаивает”, начинает верить взрослым. А уже потом в этой среде выстраивается педагогическое взаимодействие с ребенком, его обучение и воспитание», – рассказывает Татьяна Ковалева.
Такой уклад жизни, который существует в Китеже, многих заставляет пересмотреть свои жизненные приоритеты.
Например, учащиеся магистратуры «Тьюторство в образовании» под руководством Татьяны Ковалевой приезжают каждое лето в Китеж на стажировку. Некоторые магистранты потом возвращаются сюда в качестве волонтеров. А есть такие, которые остаются здесь жить.
Одним из них стал Кирилл Кисленко. До Китежа он успешно работал замдиректора большой столичной школы с высоким рейтингом и, как ему казалось, достиг вершин в своей профессии. Ведь им уже был накоплен опыт работы с разными детьми: мигрантами, инвалидами.
Но когда он столкнулся с проблемой воспитания приемных детей, он понял, что это особая сфера деятельности, требующая особых знаний и компетенций, которые ему предстоит освоить с нуля.
Воспитание родных детей всегда связано с трудностями, а воспитание приемных – вдвойне. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях – которые пьют, не работают и часто находятся не в ладах с законом. Их дети, как правило, подвергаются насилию: сексуальному, физическому, психологическому.
«Приемные дети нам не доверяют, потому что они потеряли родителей не по своей воле, – рассказывает Кирилл Кисленко. – От недоверия к взрослым идет недоверие к миру. От этого недоверия происходит постоянная проверка взрослых: в любой момент времени, любыми доступными способами.
Эти дети постоянно защищаются от любого воздействия, которое считают враждебным для себя, и через эту травму, через эту защиту они в большей или меньшей степени либо позволяют с собой работать, либо нет.
Дети могут и драться, и кусаться, и ругаться, и воровать... И тут нужно безграничное терпение, просто абсолютное, и порой очень много человеческого сострадания в хорошем смысле слова, готовность принять все, что произойдет».
«Традиционные формы, методы, способы, которые обязательно сработают с обычными детьми, совершенно не обязательно окажутся эффективными в воспитании приемных, – продолжает Кирилл Кисленко. – В 90% случаев мы на стороне детей. Мы понимаем, что им пришлось пережить. Мы в любой ситуации практически стараемся с ними договариваться. Причем договариваться прямо, без манипуляций».
В лексиконе китежан нет слова «наказание», вместо этого – «компенсация».
Это означает, что если подросток совершил проступок, педсовет предлагает ребенку самому выбрать конкретный способ исправления. Разбил окно? Вставь, а мы тебе в этом поможем. Разбросал вещи? Убери. Обидел товарища? Извинись и сделай для него что-то приятное.
По желанию подросток может выбрать себе наставника из числа взрослых или старшеклассников, который поможет ему достигать поставленных целей, быть ответственным и самостоятельным.
Факторы успеха
Все китежане, с которыми я общалась, в один голос признавались: в городе вряд ли рискнули бы взять детей из детского дома – в одиночку не справились бы.
А здесь своя школа приемных родителей, психолого-педагогическая служба сопровождения, да просто – твои друзья, с которыми ты живешь рядом и которые всегда готовы тебя поддержать, подсказать, подставить плечо.
Взаимоподдержка – это первый и главный фактор успеха, благодаря которому приемный родитель не остается один на один со своими проблемами.
Второй фактор – распределенная ответственность.
Кто-то ведет социальную работу с детьми, хлопочет о предоставлении им жилплощади после наступления совершеннолетия (иногда эти хлопоты завершались успехом, и дети получали квартиру), кто-то пытается через судебных приставов взыскать с биологических родителей алименты и т.д.
Кто-то занимается образованием детей, кто-то – обслуживанием, поддержанием жизнедеятельности поселка. Каждый отвечает за определенную сферу. Но если кому-то требуется помощь – скажем, стена падает в доме, то все жители поселка общими усилиями восстанавливают эту стену.
Третий фактор – это внешняя экспертиза.
В Китеж регулярно приглашаются специалисты, консультанты со стороны, которые дают внешнюю оценку деятельности китежан.
Это и калужский психологический центр, который обслуживает как приемных детей, так и детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.
Это и сотрудники детской комнаты полиции, которые проводят профилактическую работу с детьми.
Поддерживают китежане связь и с видными учеными, деятелями в сфере образования и психологии: Шалвой Амонашвили, Александром Асмоловым, Игорем Вачковым, представителями развивающего обучения, с Татьяной Ковалевой, как уже отмечалось выше.
Так создается обратная связь, столь необходимая для дальнейшего развития.
Продолжение следует...