В 1992 году он нашел в себе силы кардинально изменить свою жизнь, создав в глубинке Калужской области удивительный поселок для приемных семей со сказочным названием Китеж.
Этому начинанию он посвятил почти 25 лет своей жизни, назвав «длительным экспериментом с непредсказуемыми последствиями по созданию нового мира». За это время он опубликовал семь книг по воспитанию, развивая собственную концепцию под условным названием «Метапедагогика».
В 2004 году Дмитрий Морозов организовал поселок Орион, тоже в Калужской области, для выпускников Китежа. Сейчас он делит время между Москвой и Орионом, преподает историю, консультирует семьи. В Китеже он бывает значительно реже, передав бразды правления более молодому поколению своих единомышленников.
Сам он воспитал троих приемных детей и одного родного, а еще дал путевку в жизнь многим трудным подросткам из обычных и приемных семей.
О том, как зародилась идея необыкновенного поселения, о трудностях воспитания детей, о проблемах современной школы мы поговорили с Дмитрием Морозовым.
Часть 1. Столкновение с реальностью
– Дмитрий Владимирович, расскажите, как к Вам пришла идея создать свою сказку-быль под названием Китеж?
– Мне было 33 года, и захотелось чего-то нового в жизни. К концу восьмидесятых казалось все возможным – начать новое дело, построить свой справедливый свободный мир.
На своей работе я уже всего достиг. Я был комментатором международного отдела на радио «Маяк», тогда это звучало гордо, это была номенклатура ЦК КПСС. Но мне хотелось что-то делать, а не рассказывать.
До этого десять лет я ездил в пионерские лагеря вожатым. Мне очень понравилось работать с детьми. И это все вместе у меня соединилось: создание нового мира и желание помочь детям.
Когда взял землю и в одиночестве переехал в деревню Чумазово Барятинского района, я не очень-то осознавал, с чем мне придется столкнуться.
Сиротами в то время, простите за откровенность, никто не занимался, это было не модно. И финансировать мои мечты никто особенно не спешил.
Спасибо коллегам с «Маяка», они организовали благотворительные радиопередачи, собирали деньги на Китеж.
Разные люди приезжали, собираясь включиться в проект. Кто-то потом разочаровывался, кто-то видел наше будущее по-своему. У каждого свое мнение о воспитании, о том, как жить правильно.
И я по молодости очень напрягался, пытаясь всех убедить в необходимости общих усилий, потому что развивающая среда для детей – это именно результат общих усилий, общего видения того, «что такое хорошо и что такое плохо».
За три-четыре года собралась группа из 12–15 взрослых, которые искренне пытались заниматься детьми.
Я пытался построить целостный мир, где приемные родители в то же время становятся и учителями, где нет противоречия между тем, что ребенок слышит дома, и тем, что ему объясняют в школе.
Только часть приемных родителей имели педагогическое образование. Потом большинство закончили педвузы и курсы повышения квалификации. Так и жили – учили детей, сами переучивались и все время строили. Мы сами своими руками построили Китеж.
– Вы пытались создать сказку: даже первые домики, которые появились в то непростое время, напоминали теремки, и ни один из них не был похож на другой.
– Для ребенка все важно, и визуальная среда тоже. Те образы, которые он накопил в детстве, определяют всю личность. И если ребенок жил в бараке или в грязной избе с тараканами, то все это у него останется в сознании, ему надо альтернативу дать.
Что самое важное в Китеже?
Дети участвовали в строительстве поселка, а не получали готовое на блюдечке с голубой каемочкой.
Ребенок видел, что он меняет жизнь, что его усилия приносят результат. Это потрясающая идея.
Конечно, я не первый. Это у Макаренко было и у других воспитателей. Эта идея до сих пор никем не понята, и вся наша цивилизация идет в противоположном направлении.
Сегодня считается, что защитить ребенка – значит не дать ему рисковать, тяжело работать, вспотеть, испачкаться.
Чем состоятельнее человек, тем меньше реальных вызовов у его детей, поэтому у них не включается воля.
Китеж основывался на том, что дети во всем участвуют вместе с взрослыми.
– А дети не сопротивлялись? Все-таки старшие были бывшими беспризорниками.
– Сначала да. Сопротивлялись и не верили. И прошло несколько лет, прежде чем я додумался до простой мысли – сделать самых сознательных старшеклассников наставниками.
Стали собирать старших на чай, вместе смотрели фильмы, обсуждали. Когда появилось доверие, начал целенаправленно разъяснять, чего мы тут строим, как они могут помогать.
Доверие и коллектив – вот рецепт успеха работы!
В наши дни дети, которых привозят в кризисных ситуациях из Москвы, и дети-сироты, живущие в наших семьях, страдают одной болезнью – они не верят взрослым, отвергают любые наставления и психологическую помощь. Зато они прислушиваются к тому, что говорят сверстники или друзья постарше.
Так вот, наши наставники помогали нам убеждать «неосознанных» в пользе чтения и открытого общения, делать с ними домашнее задание, следить за дисциплиной. Так на рубеже XXI века в Китеже была создана совершенно новая атмосфера доверия, взаимопомощи, интенсивного интеллектуального развития.
У детей было школьное самоуправление, великолепный театр, в котором они отыгрывали самые разные роли, перевоплощаясь то в королей, то в мушкетеров. И был результат: многие наши выпускники поступили в вузы Москвы и Калуги (хотя, конечно, это не главный критерий).
Это у нас на официальном уровне, к сожалению, приоритетными стали баллы, рейтинги. Это отражение поверхностного взгляда на детское развитие. Главное – помочь сформировать устойчивую личность, способную к самораскрытию.
На самом деле, если бы было меньше гонки за успеваемостью, а больше бы уделялось внимания выстраиванию личности ребенка, то и успехи на экзаменах были бы выше, и алкоголиков меньше. А еще было бы больше талантливых ученых, мастеров, фермеров.
Для себя я решил следующее: по мере взросления моих приемных детей я позволяю им ударяться о реальность и объясняю, в чем была их ошибка. Мы вместе обсуждали цели и пути к ним, а также возможные препятствия.
Важно дать ребенку попробовать себя в каких-то испытаниях, а не принимать за него решения.
То есть если вы, родители, решили, что ребенок в пять лет должен пойти в драмкружок, на теннис, фигурное катание, компьютерный кружок, и в восемь лет писать рефераты (вместо того чтобы ломать, бегать, прыгать, отращивать волосы и громко кричать), то я вам гарантирую:
В 30 лет успешный менеджер отрастит волосы, поедет куда-нибудь дауншифтером, где будет бегать без штанов, орать и крушить все вокруг.
– То есть отыграется.
– Отыграется. Если ему надо будет это прожить, он это проживет рано или поздно. Потому что мы биологически обусловлены, нам необходим поиск сильных ощущений и впечатлений, постоянный поток.
Если мы не даем рисковать ребенку на природе, в жизни он это компенсирует теми рисками, которые мы уже остановить не сможем.
В Китеже мы (взрослые) всегда стремились вести диалог с детьми, отвечать на их вопросы, вести к осознанию, но при этом учили их не бояться тяжелой работы. Надо понимать, что учиться тоже тяжело, не предавать друзей и не бояться искать свое место в сложном, многомерном мире.
– Какие методики и технологии оказались наиболее эффективными?
– Мы все-таки создали уникальный поселок, сделали себя «развивающей средой». Можно сказать, что поставили на самих себе опыт, превратив ситуации собственной повседневной жизни в технологию терапевтического воздействия.
Дети всегда следят за взрослым, значит, своим поведением и словами мы влияем на образ мира в головах наших детей, влияем и в общей столовой, и на уроках, на стройке и вечером в семьях за чаем и чтением книг вслух.
Отдельно и очень эффективно работали театр, столярка, кружки по интересам, и особенно успешно – ролевые игры. Они и сейчас и в Китеже и в Орионе собирают множество участников, давая возможность детям прожить уникальный опыт взросления.
Походы, жизнь в палатках в лесу со взрослыми и наставниками... Чем больше вызовов в жизни, тем лучше.
Это работает и с приемными детьми, и с детьми из нормальных, состоятельных семей, нуждающихся в психологической помощи.
И в Китеже, и в Орионе ведут работу с детьми, у которых в обычных условиях при любящих родителях вдруг пропадает мотив учиться, появляется дефицит внимания, готовность подсесть на любые гаджеты и на любой наркотик.
Таких детей все больше, и часто родители не знают, что с этим делать. Так и говорят, когда привозят к нам: «А что делать, что им предоставить-то?»
Я отвечаю: «Себя, потому что сейчас вашему ребенку не „Мерседес“ нужен и не день рождения с толпой аниматоров и подарками за десятки тысяч рублей.
Вам надо сесть с ним в байдарку, лично папа и мама, и поплыть к родному краю, готовить еду на костре, сидеть под звездами и говорить о мире.
Вашим детям нужен ваш опыт и ваше внимание.
Не надо гостей. И этот день рождения запомнится на всю жизнь».
Но для родителей это – риск. Ведь ребенок потребует завтра то же самое, и послезавтра, и взрослым придется менять свой образ жизни. То есть придется общаться, привлекать внимание, читать вслух книги…
Так и запомните:
- Вы приходите с работы уставшие, принимаете душ,
- переключаетесь на медленный домашний ритм,
- пьете чай с детьми,
- ведете беседу без «наездов» и критики,
- рассказываете о себе и даете высказаться детям,
- вслушиваетесь в то, что у них наболело.
По-русски это называется душевное общение.
Наверное, для родителей самое трудное – это изменить себя. Кстати, у нас ключевым требованием к сотрудникам Китежа было прежде всего разрешить собственные внутренние проблемы и комплексы, иначе невозможно стать хорошими воспитателями.
Никакой родитель не может быть идеальным, и стремиться к этому не надо.
Надо быть честным и искренним, предоставлять ребенку себя, а не функцию воспитателя.
Лучшая награда для ребенка – ваше внимание и стремление понять.
Продолжение следует.