Дмитрий Морозов в своей книге «Поколение Китеж. Опыт построения сообщества» написал замечательные слова: «Так появилась моя мечта о земном Китеже, где объединят свои усилия родители, учителя и психологи. Они создадут особое жизненное пространство, позволяющее детям-сиротам и тем, кто попал в кризисные ситуации, понять и принять новые правила силы и свободы, по которым можно выстроить свою судьбу, научиться счастью, доверию к людям, опоре на собственные силы и индивидуальность.
Для нас Китеж – это педагогический эксперимент и одновременно ОБРАЗ ЖИЗНИ. Доказательством же того, что мы идем по верному пути, являются наши дети.
Среди них есть отличники и двоечники, но нет дураков и подлецов. В них есть и плохое, и хорошее, но нет обреченности, фанатизма, равнодушия... и они совершенно непохожи на сирот.
И еще, они добрые и отзывчивые. В Китеже за последние пять лет не было ни одного случая физического насилия. Ни один из наших выпускников не вошел в противоречие с законом, не спился.
Четырнадцатилетняя Саша написала в 1999 году в школьном сочинении: „Мне кажется, что Китеж – это кусочек рая на земле“. Увы, рай на земле построить не удалось. Но Китеж существует, и это уже само по себе большое достижение.
Идеал мы, неидеальные приемные родители Китежа, продолжаем искать и сейчас».
Республика Китеж
«Мир входящему! Это территория поселка Китеж, где дети обрели дом и семью» – такой плакат стоит у ворот при входе в поселок Китеж.
Расстояние от Москвы – 250 км, от Калуги – 150 км. Ближайший населенный пункт – село Барятино – находится отсюда в 10 км.
Территория поселка – 70 гектаров, на которых расположились 12 жилых домов.
В настоящее время здесь проживает 11 семей с детьми – родными и приемными. Примерно 10 детей дошкольного возраста, 36 посещают школу.
Юридический статус – некоммерческое партнерство поддержки приемных семей.
В 2005 году Китежу стал членом международной организации, которая объединяет терапевтические сообщества Европы.
Любители слухов и навешивать разные ярлыки приписывали жителям Китежа религиозные мотивы и даже сектантство (часовня в Китеже есть, но службы в ней пока не проводятся из-за отсутствия священника). Несколько раз в год Отец Николай приезжает в Китеж, чтобы провести службу и встретиться с детьми и взрослыми. Но это решение родителей и детей, которое они сами принимают.
Пыталась для себя выделить главную характеристику этого сообщества. Поначалу напрашивалось сравнение с израильским кибуцем, но если там основная деятельность – аграрная, то здесь – образовательная и воспитательная.
В какой-то мере Китежу подойдет определение – элитарное (все китежане имеют как минимум два высших образования, одно из которых – психолого-педагогическое, некоторые занимаются наукой, пишут диссертации), но вряд ли это понравится китежанам, всегда открытым для приема новых людей, приезжающих сюда за опытом и новыми идеями или готовых поделиться своими наработками.
Наверное, лучше всего для характеристики Китежа подойдет определение «республика», услышанное мною от академика Александра Асмолова.
Все решения здесь принимаются коллегиально, после совместного обсуждения. Существуют неписаные, но всеми соблюдаемые правила: не пить, не курить, не ругаться. Каждая семья живет в своем доме, но это вовсе не означает, что «мой дом – моя крепость».
Китеж – это сообщество, созданное не с целью возращения к каким-то истокам, а потому что так проще вести совместное хозяйство, устраивать быт.
Например, все питаются в общей столовой, что освобождает от утомительной кухонной рутины и оставляет время и силы для выполнения главной задачи, ради которой создавался Китеж – воспитание приемных детей.
Как все начиналось
А начиналось все в далеком, трудном и голодном 1992 году, когда в стране насчитывались сотни тысяч социальных сирот, заполонивших детские дома и приюты.
Инициатором создания Китежа стал журналист и писатель Дмитрий Морозов, который работал на радио «Маяк».
Его идею поначалу поддержали многие, но приехали к месту назначения только две семьи. Они поставили вагончик в чистом поле и начали здесь строить новую жизнь.
Сегодня здесь есть все условия для нормальной и даже комфортабельной жизни: дома со всеми удобствами, похожие на уютные теремки (ни один дом не похож на другой, у каждого свое название: Пирамида, Обитель, Гостевой, Ангельский, Большой дом), столовая, теплицы с огурцами и помидорами, грядки с зеленью и лекарственными травами, ферма, пасека, баня, мастерские с новейшим оборудованием и одна из главных достопримечательностей – школа.
Долгое время школа размещалась в небольшом доме, часть классов были оборудованы в домах китежан.
Например, в одном доме – компьютерный класс, в другом – кабинет географии, в третьем – математики. Классы на дому помогают создавать атмосферу семейного образования. В 1995 году школа получила статус муниципальной и, соответственно, – бюджетное финансирование.
Число детей в Китеже растет, поэтому в поселке построен новый образовательный центр, рассчитанный на 80 учащихся и 20 учителей. Здесь будут учиться и китежане, и москвичи по программе «Возвращение домой» (она предназначена для подростков, которым по разным причинам некомфортно учиться в обычной массовой городской школе).
Поскольку хозяйство общее, то и поднимать его надо общими усилиями.
В три часа дня после обеда собираются взрослые и дети и работают совместно.
Они носят дрова в баню, пропалывают сорняки на огороде, собирают липовый цвет, зимой дорожки чистят, дежурят в столовой, моют посуду. Такая совместная жизнь.
Или ферма. «Сначала это был еще один проект для детей, куда дети могут приходить и „общаться“ с животными, – рассказывает глава поселения Китеж Александр Вараксин. – Но постепенно количество коров, коз и овец увеличивалось. В общем, ферма расширяется».
Также появилась столярная мастерская, которую разделили на две части: одна половина – взрослая, другая – детская. Там находятся верстаки, лобзики, шуруповерты. Зимой ребята изготовили порядка 50 скворечников для птиц...
Потом в Китеж приехал человек, умеющий работать с глиной. Так появилась гончарная мастерская: круг, большая муфельная печь. Ребята вместе с родителями делают здесь кружки, тарелки, ложки, другие сувениры.
В Китеже есть мастерская дизайна и прототипирования, оснащенная всеми атрибутами ХХI века: лазерным фрезером, 3Д-принтером, режущим плоттером.
Модель, скачанная из Интернета, позволяет изготавливать различные поделки: коробочки, подсвечники, бижутерию (что особенно нравится девочкам), не говоря уж о кружкахи значках с памятной символикой, приуроченной к той или иной ролевой игре.
Вся эта продукция пользуется большим спросом у участников таких мероприятий и приносит доход в общий бюджет поселка.
Оборудование для мастерских и фермы приобретены на гранты.
Все жители поселка получают зарплату учителей и приемных родителей. Часть своих заработков взрослые вкладывают в проект «Китеж»: обслуживание инфраструктуры, покупка техники и оборудования, строительство.
Ролевые игры и другие программы для подростков, тренинги и консультации для педагогов и приемных родителей составляют еще одну важную статью дохода.
Крупные объекты – образовательный центр, как и дома, строятся на спонсорские средства.
Они находятся в собственности некоммерческого партнерства, но если семья живет в поселке десять лет и более и изъявляет желание перевести дом в свою собственность, это вполне реально сделать по решению общего собрания.
Китежане с гордостью говорят: «Мы не бедствуем!»
Но, конечно, не материальное благополучие притягивает сюда все новых и новых людей. Прежде всего, новичков привлекает атмосфера всеобщей доброжелательности, открытости, творчества.
Портрет в интерьере
Каждый год в Китеж приезжают десятки волонтеров, помогающих организовывать ролевые игры и другие мероприятия, строить дома. Часть из них остается здесь жить – сначала на время, потом… надолго.
Жизнь человеческая непредсказуема: обстоятельства нередко заставляют людей менять места пребывания. Так, в Китеже произошла уже смена примерно трех поколений.
Особенность Китежа состоит в том, что населяющие его люди – многофункционалы.
Во-первых, это родители кровных и приемных детей, во-вторых, педагоги в местной школе и, в-третьих, просто мастера на все руки, которые и с шуруповертом умеют обращаться, и косить, и на ферме работать, и на пасеке с пчелами управляться.
Ярким примером может служить старожил поселка Владислав Терентьев, представитель самого первого поколения китежан, приехавший сюда с семьей в 1992 году. За эти годы он воспитал пятерых приемных детей и сейчас у него двое малышей, которые 1 сентября пойдут в школу.
За 26 лет жизни в Китеже он поменял несколько специальностей, пока не осуществил главную мечту своей жизни – фермерское хозяйство, в котором выращивают коров, овец, коз, кур. Благодаря этому в китежской столовой молочные продукты собственного производства, а с местной пасеки – свой липовый мед.
Сергей Хлопенов – тоже один из старожилов, приехавший сюда в 1993 году волонтером – с компанией друзей, гитарами, палатками – он помогал строить дома. А потом остался. В возрасте 25 лет взял первого приемного ребенка. Преподает математику, ведет бухгалтерские и юридические дела.
Жена Сергея – Евгения Ряжская – режиссер китежского театра. У них трое приемных детей и двое своих. Младшенький родился в прошлом году.
Сергей Боков тоже нашел свою вторую половину – Настю – в Китеже. Молодая семейная пара внесла свою лепту в прирост населения необычного поселка: у них приемный сын и дочка Аглая, которая родилась в прошлом году.
Сергей Боков приехал сюда 7 лет назад, по специальности он фельдшер «Скорой помощи», преподает в школе биологию и физкультуру. А еще он занимается с ребятами музыкой и водит их в походы. Недавно побывали в Карелии, в Краснодарском крае.
Помимо незабываемых впечатлений, каждый поход – это школа жизни, особенно для мальчишек. Сергей старается воспитывать в них настоящие мужские качества: умение быть самостоятельным, принимать решения, преодолевать трудности.
И все-таки семейный статус – не обязательное условие проживания в Китеже.
Например, руководитель мастерской дизайна и прототипирования Роман Симуков пока еще не нашел свою вторую половину, но успешно воспитывает приемных детей.
Шотландец Эндрю Айкман приехал сюда 8 лет назад, да так и остался. Все это время преподает английский язык в Китежской школе.В день моего приезда его не было на месте: он улетел в Австралию навестить сына.
Ольга Балашова приехала сюда из Москвы два месяца назад в качестве волонтера. В Китеж ее привел интерес к семейному образованию. У Ольги двое детей, и она хочет остаться здесь, по крайней мере, попробовать.
Каждому новичку дается примерно год на адаптацию – он присматривается к китежанам, китежане – к нему.
Если все получается, то остается и «оседает» здесь.
К сожалению, идеолог и основатель Китежа Дмитрий Морозов здесь теперь редкий гость: сейчас ему приходится почти все свое время уделять заботам о престарелой маме. В дни моего пребывания в поселке его дом стоял пустой. Но я не оставляю надежду с ним пообщаться.