Преподаватели – ведущие российские и международные эксперты, среди которых Светлана Гольцер. Своими впечатлениями от «Острова» она поделилась с редакцией «ВО».
Дорога до острова так же утомительна, как и необычна. Перелет из Новосибирска – а это что-то вроде города-транзита на пути к острову – это перелет навстречу утру. Сесть в самолет в девять вечера и, преодолев тьму, вылететь к солнцу следующего дня, который на твоей малой родине наступит через пять часов... – этакий парафраз пушкинского «навстречу северной Авроры».
В аэропорту нас ждали волонтеры – студенты ДВФУ, на территории которого и разворачивается двухнедельный технологический интенсив.
В ожидании автобусов «островитяне» всматривались в новые для себя ландшафты: сопки, зеленые с белыми шапками тумана; леса, небольшие озерца с аистами…
На «Владик» посмотреть даже из окна автобуса так и не удалось. Его мы объезжали стороной, то сверху, то сбоку. А он тонул в сырой дымке, прятался и предоставлял нам возможность вместо себя разглядывать скалистую живописную дорогу, кромку моря (еще не океана), мосты (еще не островные) и леса, изумрудные с причудливой листвой, жесткими горизонтальными кронами, которые не увидишь в Сибири.
Остров открылся не сразу, потому что все внимание приковывает флот: огромные крейсеры, корабли, кораблики, яхты, лодки и лодчонки – по салону автобуса пробежало нестройное: «Надо же, как в Севастополе!», а мы уже ехали по «тому самому мосту», который так сократил путь к острову и сделал переживания героя Гришковца чистейшим вымыслом.
ДВФУ – четыре буквы отлично спроектированного городка, чистоты, архитектурной интриги и организационного хаоса, неизбежного в событиях с такой большой долей неопределенности и самоопределения.
Первый день начался большой игрой «Вызовы цифровой экономики».
Команды работали над задачами, включавшими проблематику непрерывного образования, сквозных технологий и цифрового следа индивидуальной и групповой динамики компетенций – всего того, что должно лечь в основу университета Национальной технологической инициативы «20.35».
Группа преподавателей, в составе которой приехала я – а это шесть человек из Новосибирска и новосибирского Академгородка, – взялась как раз за проблему обучения одному из способов детектирования коммуникативных (рече-мыслительных) компетенций.
Этому предшествовало несколько месяцев трудной лабораторно-исследовательской работы в новосибирской Точке кипения новосибирских и московских специалистов, в процессе которой было определено рабочее понятие «компетенции», сделаны пробросы в создании цифровых помощников визуализации процесса понимания. По мере разворачивания нашего образовательного трека я буду об этом писать.
Программа Острова захватывает дух, рвет мозг и делает выбор, согласно известному афоризму «выбор – это маленькая смерть», убийственным.
Самоопределившись с одной лабораторией сейчас, студент не может выбрать ту, которая идет параллельно, потому что они вряд ли повторятся.
Придя на одну визионерскую лекцию, ты автоматически отказываешься еще от двух-трех. Сможете выбрать между лекцией Павла Лукши «Наездники Сингулярности: как управлять в эпоху сложности, не привлекая внимания санитаров леса», Александра Боровкова о цифровых двойниках и ХидетоТомабечи о цифровых расчетах и контрактах? Но придется!
И клубы мышления... 18 опций на два часа! Как выбрать?!
А рядом – теплый океан с морскими звездами, вполне себе живыми активными крабами, запахом йода и говорливыми чайками. И это еще одна возможность выбора: остаться на берегу или кидаться в море знаний, инвестируя в свое настоящее и будущее.