Илья Новокрещенов, директор школы «Покровский квартал», г. Москва:
Я живу относительно недалеко от места работы – всего в двух с половиной километрах, и довольно давно перестал пользоваться своим автомобилем.
Прошлой весной я купил самокат… С тех пор при каждом удобном случае добираюсь на работу и перемещаюсь в течение рабочего дня на нем.
Меня могут остановить только два обстоятельства: плохая погода и необходимость ехать на какое-либо мероприятие куда-то очень далеко. Но мне помогает то, что город создал довольно комфортные условия для движения на велосипедах и самокатах.
Кстати, я обратил внимание, что и дети стали ездить на самокатах в школу гораздо чаще, чем раньше. Это говорит о том, что все большее их число вместе с родителями выбирают школу недалеко от дома, чтобы не ездить через весь город (как это часто было раньше) в поисках хорошей школы. Такая есть теперь в каждом районе. И, как правило, не одна.
Честно скажу, первой реакцией на мое появление на самокате было удивление и улыбка, а со стороны некоторых слишком «взрослых» педагогов – недовольный ропот «за глаза»: мол, несолидно это – директору школы, да на самокате!
Зато наши школьники меня поддержали: снимали видео, фотографировали, выкладывали в соцсети. Но для меня самокат – не пиар-акция. Просто я – за здоровый образ жизни.
При таком высоком темпе нашей жизни очень важно использовать любую возможность для того, чтобы поддержать свой организм!
Езда на самокате – это весело: ветер в лицо, улыбки прохожих…
Главное – соблюдать правила дорожного движения и не мешать пешеходам!
Александр Ездов, директор школы № 1788, г. Москва:
Мне нравится добираться на работу на велосипеде и иногда (правда, редко) на сегвее.
У велосипеда есть ряд преимуществ. Учитывая расстояние (примерно 2,5 километра от школы), велосипед – самый быстрый и приятный вид транспорта. Я живу в Новой Москве и еду экологичным маршрутом, не вдыхая выхлопные газы.
На моем «директорском» стиле одежды это не сказывается.
Даже 1 сентября я не отказался от велосипеда.
Надел белую рубашку, галстук, пиджак, брюки (зацепив штанину бельевой прищепкой), а на спину повесил рюкзак с компьютером.
Еще это удобно, потому что, выходя с работы, я сразу начинаю отдыхать. Я не трачу время на дорогу домой, чтобы только потом заняться спортом. Я занимаюсь им прямо сейчас.
Ученики без удивления относятся к этому. Они и сами приезжают в школу на велосипедах или самокатах. Демократичность транспорта позволяет парковаться с учениками рядом на общих условиях. А вот учителя все еще удивляются этой экзотике.
Город стал для велосипедов очень комфортным, это знают все, кто ими пользуется. И водители стали аккуратнее к велосипедистам, это радует.
Мария Калужская, заместитель директора гимназии «Корифей», г. Екатеринбург:
#даздравствуетходьба – уже третий год этот хэштег сопровождает большинство моих публикаций в инстаграме.
Пешая ходьба стала моим основным способом передвижения – с работы и на работу, по делам (быстро) или на прогулку (еще быстрее).
Машина, из которой я не вылезала многие годы, теперь скучает на стоянке – скорее всего, в ожидании продажи…
Все началось с покупки «умного браслета» для мужа: учет протопанных шагов и подсчет сожженных калорий захватил нас обоих. А потом программы, мониторящие физическую активность, появились в телефонах, и жизнь изменилась безвозвратно.
Теперь стандартный суточный минимум – 10 тысяч шагов. В него входит обязательная вечерняя прогулка в парке в любую погоду: четыре-пять кругов в интенсивном темпе.
Если заветные шаги не пройдены, мы оба начинаем движение в самых непривычных для этого местах: по вестибюлям и залам ожидания, офисным коридорам и вагонам метро… На худой конец, шагаем на месте.
А вот в путешествиях можно оторваться и находить по незнакомому городу или проселочным дорогам тысяч по 20–25. Тогда добавляем в фотоотчеты еще #гордость.
Лифты тоже отменяются – хотя бы частично.
Со своего пятнадцатого этажа я спускаюсь пешком, а еду только до десятого, одолевая еще десять пролетов хотя бы один раз в день.
Благодаря этой практике могу штурмовать любые подъемы: после крутых склонов и винтовых лестниц ноги, привычные к нагрузке, не болят ничуточки.
По улицам я перемещаюсь в кроссовках, кедах, лоферах, сапогах, угги, модельных туфлях, босоножках и шлепанцах. Удобнее всего, конечно, специальная обувь – поэтому мой уличный стиль в последнее время мутировал от классического дамского к «конно-спортивному».
Кроссовки для треккинга, мягкие брюки и куртка в рабочем кабинете волшебно сменяются лодочками и платьем.
И наоборот, когда приходит время идти домой.
Ильдар Хусаинов, учитель информатики, школа №1034, г. Москва:
Дорога из дома на работу и обратно становится однообразной отчасти потому, что мы не вносим в нее разнообразия. Можно взять и поехать другим маршрутом, новым и, может, даже ранее неизвестным. Да ведь не до этого, впереди уроки и основная задача – быстрее добраться до места назначения и окунуться во весь спектр воспитательных и образовательных задач.
А можно выбрать альтернативный транспорт, который доставит нас из точки А в точку Б.
В моем случае это велосипед или самокат.
Если погода и график дня располагает к поездке на двухколесном помощнике, то я не отказываю себе в ней. Не скажу, что это бывает очень часто, ведь живу я не в соседнем доме со школой, но в этом вопросе самое главное – замотивировать себя и, оставив ключи от машины дома, взять с собой самокат или вывезти велосипед.
А вот в каникулы вообще все располагает к тому, чтобы отказаться от автомобиля и даже общественного транспорта и насладиться дорогой из дома на работу и обратно.
Что для меня означает поездка на работу на велосипеде или самокате?
Это некоторый вызов, желание сжечь немного калорий, следовать нормам здорового образа жизни, это «дорога с ветерком», а в некоторых случаях возможность миновать пробки и оказаться на месте быстрее, нежели на машине.
Инфраструктура нашего города на сегодняшний день уже располагает к комфортной езде по велодорожкам. Их много, они качественные и в большинстве случаев образуют единую сеть, а не разрозненные, не объединенные между собой куски дорог. Но не везде, конечно, есть еще, над чем работать.
Позволю себе немного поразмышлять о цифрах в отношении выбора способа передвижения. Если ваша дистанция – до 5 километров, то, как правило, скорость велосипеда будет сравнима со средней скоростью автомобиля, который вынужден стоять на светофорах и медлить в пробках. Она равна примерно 13 км/ч с учетом светофоров и других встречных помех.
А если говорить о стоимости поездки, то «автомобильная история» индивидуальна, но явно больше, чем стоимость поездки на общественном транспорте, которая насчитывает, по минимальным подсчетам, около 1500 рублей в месяц (36 рублей х 2 поездки за день = 72 рубля/день х 20 рабочих дней = 1440 рублей/месяц).
Стоимость дороги «здорового маршрута» на двухколесном помощнике бесплатна.
И вложения можно сделать в обслуживание и модернизацию своего велосипеда или самоката. Повторю, что в этом вопросе главное – заставить себя выйти из дома с велосипедом, а не ключами от машины.
Поделюсь советами по подготовке поездки на двухколесном помощнике:
- необходимо выбрать маршрут, по которому удобно и безопасно передвигаться от дома до работы;
- важно убедиться в готовности своего двухколесного транспорта к поездке;
- нужно определиться с одеждой, в которой поедете на двухколесном транспорте;
- стоит продумать парковку своего средства передвижения.
Во всей этой истории интереснее всего, конечно, реакция учеников на учителя, который приезжает не на машине или приходит пешком, а паркует свой двухколесный транспорт. Это, безусловно, становится правильным примером культуры передвижения и здорового образа жизни со стороны учителя.
Вместе с тем поступающие предложения «погонять на досуге» можно обратить в досуговые мероприятия с воспитательными и/или образовательными элементами.
А любителей быть частью крупных акций и флешмобов может заинтересовать участие в ежегодной акции «На работу на велосипеде» или московский велопарад.
Антон Алексеев, директор школы №1241, г. Москва:
И дети, и родители, и коллеги прекрасно реагируют на то, каким способом я добираюсь до школы и обратно.
Почему именно мотоцикл?
Мотоцикл в мегаполисе помогает снизить дефицит времени, поскольку сокращает в два-три раза время на дорогу. Мотоцикл вообще – это свобода и удовольствие.
Ну и воспоминание о восьми годах конкура в детстве.