Персона // Статья

Инклюзия сделает школу добрей

Директор общеобразовательной школы № 1788 Александр Ездов рассказал о том, как в его школе реализуется инклюзивное образование.

Инклюзия сделает школу добрей
Фото: drugiya.com

– Александр Анатольевич, какие требования вы предъявляете к учителям вашей школы? Какой возраст преподавателей предпочтителен, и у всех ли есть дополнительное специальное педагогическое образование?

– В нашей школе около 150 детей с особенностями.

Учителя должны быть готовы работать с любыми учениками, в том числе с особыми детьми.

Дети с особенностями очень разные, а учителей, которые получили специальное педагогическое образование, не очень много. Поэтому мы поступаем таким образом: всех учителей знакомим с азами коррекционной педагогики: это могут быть серии семинаров, лекции, курсы. У каждого приходящего в школу ребенка свои особенности, и учителю необходимо конкретизировать свои знания, чтобы найти подход к каждому из них.

– В вашей школе есть тьюторы?

– Да, но каким-то детям нужен тьютор, а каким-то нет.

Программу обучения и условия, которые будут создаваться для нуждающегося в тьюторе ребенка, определяет школьный консилиум.

Совет учителей получает рекомендации от городской психолого-педагогической комиссии. На этом основании выстраивается индивидуальная образовательная программа для такого ребенка.

– В вашей школе дети учатся с различными заболеваниями в одном классе?

– Какой-то ребенок учится только индивидуально, у какого-то есть уроки и в общем классе и индивидуальные занятия. Например, на музыку и на рисование ребенок ходит со всеми, а на математике, где ему сложно успевать за темпом других детей, занимается индивидуально с другим учителем. Причем это может быть учитель-предметник, а может быть специальный коррекционный педагог. Например, занятия по русскому языку может вести не учитель русского языка, а логопед.

Работа с особыми детьми показывает, что хорошо бы и для детей нормы выстраивать программу так, чтобы учитывались их особенности, разработать индивидуальные программы.

– Оказывают ли методисты помощь педагогам в работе с особыми и одаренными детьми (в составлении плана урока, профессиональных рекомендаций, консультаций по особенностям развития)?

– Индивидуальную программу помогают составлять не только методисты. На помощь методисту приходят учителя, обучающие таких детей. Эти педагоги, помимо того что ведут уроки, оказывают и консультативную помощь другим учителям. Если мы не можем справиться своими силами, то привлекаем специалистов из вне. В Москве много организаций, к которым можно обратиться и получить помощь или консультацию в этом направлении.

– Многие школы отказываются принимать детей с ОВЗ, говоря о нехватке специалистов или ссылаясь на трудности создания специальных условий. Что Вы скажете об этом?

– Эти действия незаконны. Мне кажется, что позиция школы кого-то не брать из-за того, что не могут создать особые условия– слабая. Долго школа в таком состоянии находиться не сможет.

– Некоторые школы отказывается тратить деньги на оборудование для детей с ОВЗ или ссылаются на нехватку средств. Родителям говорят: «Приобретайте сами или ищите спонсора». Правы ли школы?

– Здесь проблема не в деньгах. Как говорится в повести «Собачье сердце»: «Разруха не в клозетах, а в головах».

Есть огромное количество разных приспособлений, которые позволяют сделать даже старые здания минимально подходящими к приему детей с ОВЗ.

Есть ступенькоходы, которые стоят не так дорого и позволяют коляску любого типа поднимать по любой школьной лестнице. Школа обязана создать условия для обучения, а не родители.

– А каким образом дети-колясочники перемещаются по зданию вашей школы?

– Нам повезло. Школа современная и построена с учетом современных требований. Наша школа полностью приспособлена для разных категорий детей.

У нас есть лифты, широкие двери, специальные туалетные комнаты, беспороговая система проезда по школе, даже есть тактильные элементы на полу и на перилах для незрячих детей.

Прикоснувшись к перилам, можно узнать, на каком находишься этаже.

– На Ваш взгляд, что сделать проще: снести школу и построить новую или дооборудовать старое здание?

– Дооборудовать школу совсем несложно.

Нужно решить проблему с «головой»: инклюзировать педагогический коллектив.

Надо, чтобы учителя не говорили, что это не наш ребенок, и мы не будем его учить. Это наши дети, и учить их должны мы.

Беседовала Дарья Медведева


Youtube

Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться

Youtube