Ключевая логика поможет увидеть доклад как целое, если мы посмотрим не на человеческий капитал, а на человеческий потенциал. Логика возможностей – это когда мы отвечаем на социальные ожидания. Капиталология – вопрос решения задач: что это даст для технологий. Их не надо смешивать.
Предлагаю поговорить про равные образовательные возможности. Ценностный целевой проект нужно вынести на первый план.
Надо обратить внимание на сквозные, межпроектные вещи: 12 проектов – 12 апостолов (но у них было общее). Логика всех проектов состоит в том, чтобы были возможности для каждого, а для этого нужна мотивация. Как сделать хороший чай? Не жалеть заварки.
Не жалейте мотивации для качественного образования!
Необходимо развить мотивационные модели поддержки каждого ребенка, в том числе талантов и детей со сложностями развития. Проект в этом смысле был бы для нас очень важен.
Проекты сшиваются через непрерывное образование.
Смысл непрерывного образования – в снятии кризисов развития между 3–6-летним возрастом, старшей школой и вузом.
Отсюда тезис о расширении предуниверсалиев.
Предуниверситетские школы уменьшают кризисы и риск.
Нужно показывать снятие кризисов. Эта логика могла бы быть выигрышно подана в докладе.
Наконец, суперважный проект, который можно формировать дальше, – раннее развитие. Поломки в раннем развитии компенсируются, но мы часто стигматизируем детей.
Дефицит внимания и гиперактивность ребенка становятся бичом школы.
Другая проблема – это отсутствие внимания родителей к ребенку.
Экзистенциональная составляющая каждого из 12 проектов заключается в том, чтобы человеческое лицо проекта сделало его более понятным для тех, кто будет этот проект читать.