НИУ «Высшая школа экономики» и Центр стратегических разработок опубликовали результат совместной работы «Двенадцать решений для нового образования».
Доклад подготовили Ярослав Кузьминов и Исак Фрумин при участии Лилии Овчаровой в рамках стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года.
Авторы сообщают, что главная их цель – предложить конкретные решения для радикального усиления вклада сферы образования в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную устойчивость и глобальную позицию России. В конечном итоге все это должно привести к росту качества жизни каждого гражданина России.
Доклад касается и перспектив, и ключевых барьеров для развития российского образования. А также в формате 12 проектов сформулированы шаги по достижению нового качества образования. «Все это обеспечит успех каждого ученика, будет способствовать росту человеческого потенциала и создаст благоприятных условий для его капитализации». Как считают создатели проекта, именно человеческий капитал на данный момент ключевой ресурс и главное конкурентное преимущество России.
Говоря об общем образовании и оптимизации расходов, авторы отмечают, что происходят огромные потери «на этажах» финансирования школы.
75% бюджетов общеобразовательных школ, находящихся в ведении муниципалитетов, обеспечивается за счет региональных субсидий муниципалитетам, а значительная часть образовательных расходов регионов финансируется федеральными трансфертами.
Часть средств перераспределяется муниципалитетами на другие цели. Есть разные оценки таких потерь, различающиеся на порядки — от миллиардов до десятков миллиардов рублей в год.
Если один уровень управления субсидирует расходы другого, то эти средства должны иметь адресный характер, отмечается в докладе. Должно быть полностью исключено направление их на сторонние, не связанные с образованием цели.
Авторы видят возможное решение проблемы в экономической самостоятельности школы. То есть субсидия из регионального бюджета должна доводиться школе не через муниципалитет, а из региона напрямую.
Сложившаяся ситуация такова, что внутренние финансовые резервы системы общего образования исчерпаны, и дальнейшее развитие требует дополнительных ресурсов.