Хотя деньги в муниципалитеты передаются целевым образом в рамках субвенции на реализацию общеобразовательных программ, до школы они не всегда доводятся в полном объеме.
Академическая автономия школы — главный ресурс повышения качества образования, именно для этого школе нужно самостоятельное распоряжение ресурсами в достижении поставленных целей.
В связи с этим в Стратегии абсолютно правильно указывается на недопустимость потерь при передаче субсидии школам, необходимость доведения до школы средств в полном объеме и на адресной основе.
Одно, но не единственное решение этой проблемы — прямое субсидирование школ из регионального бюджета на реализацию общеобразовательных программ.
Однако это решение требует изменения законодательства, включает высокие административные издержки, и потому требуется его апробация и обсуждение возможных последствий с учетом всех рисков.
Другим решением может быть активное внедрение цифровых технологий в бюджетирование социальной сферы, которое уже началось.
Электронный бюджет позволяет минимизировать потери при передаче средств с одного уровня бюджетной системы на другой, повысить ответственность при распределении бюджетных ресурсов и адресный характер их доведения до получателей.
Хотелось бы подчеркнуть, что использование современных цифровых технологий в бюджетной сфере не затрагивает вопросы имущественных прав, не требует изменения в отношении учредительства школ и тем самым минимизирует административные издержки при проведении реформ.
Сравнительный анализ возможных сценариев на основе апробации позволит найти адекватную модель или несколько моделей, которые в зависимости от ситуации в регионах могут привести к решению поставленных задач, минимизации потерь бюджетных средств и повышению автономии школ.