«Мать-мать мать!» – привычно откликнулось эхо.
Говорят, что мат стал огромной проблемой в школах. В Москве ситуация настолько волнует учителей, что даже выносится на заседания управляющих советов.
Странно мне это.
Признаться, я не вижу вообще никакой проблемы. Есть язык. Это предмет договора. Не договориться? Договор нарушается? Так вот, об этом и нужно говорить. Это ведь не конкретно о мате. Это – о соблюдении договоренностей.
Теперь, о самом мате, о его роли в нашей жизни. Ибо, не рассмотрев это, мы не поймем, почему проблема возникает снова и снова. Мат всегда был языком секретным, языком посвященных и языком определенной группы, языком экспрессии и «запретного» выражения своих чувств. Именно эта его роль в культуре важна и ценна. Именно поэтому дети снова и снова пытаются говорить на этом языке. Ибо это – признак взрослости, признак принадлежности к узкой группе, секретный, свой собственный, язык, в конце концов.
Нужно понимать, что стремление к принадлежности к взрослым абсолютно естественно для подростка.
Да и мы, взрослые, тщательно культивируем это. Так почему мы удивляемся, когда дети оправдывают наши ожидания?
Другое дело, что нам бы не хотелось, мы не так представляем взрослость, мы…
То есть проблема в нас, а не в детях?
Дети стремятся стать взрослыми, используя доступные им средства. Может, по-другому не получается? Других способов нет?
Гиперопека на лицевой стороне рождает бунт с изнанки.
«Вот, если ты считаешь себя таким взрослым, докажи свою взрослость, исправив двойку по алгебре!»
Really?
Вы в самом деле считаете, что для подростка «взрослость» и пятерка по алгебре – это понятия, лежащие на одной прямой?
Наверное, не стоит быть такими наивными. Надо искать то, что действительно является значимым для подростка. Тогда и не будет поводов показывать свою взрослость таким образом.
А что касается мата в школе – так это просто
Если дети допускают мат при учителе – что-то не так в отношениях. Потому что для меня, к примеру, мат не допустим абсолютно. И горе тому, кто случайно (или намеренно) допустит такое слово. Даже не на уроке. В коридоре. Просто проходя мимо.
Что, простите? Мне послышалось?
Послышалось, конечно, послышалось.
Дети на самом деле все понимают. Они понимают и принимают правила игры.
Которые установлены в школе. Но тут всегда надо помнить, что строгость законов в России всегда компенсируется необязательностью их исполнения. Запретить – мало. И, вообще-то говоря – бессмысленно.
Дети замолчат при педагоге и будут материться за углом.
Свято место пусто не бывает
Школьная жизнь состоит не из одних правил и запретов. Если у ребенка есть потребность показать свою взрослость, он найдет возможность показать её urbi et orbi.
А есть ли у него для этого «легальная» возможность? В смысле, не трехэтажным матом и не курением за углом? Только, Бога ради, не нужно снова об исправлении двойки по алгебре.