Без рубрики // Колонка

Родители и школа: контрапункт или диссонанс

Разнообразные опросы родителей показывают, что степень их доверия к школе очень низка. Это недвусмысленный сигнал о недоверии общества к системе образования в целом.

Родители и школа: контрапункт или диссонанс
Фото: proprazdniki.com

При этом характерно, что уровень недовольства выше в городах, где, казалось бы, больше возможностей, где есть варианты выбора школы, учителя, дополнительного образования если и не на любой вкус, то на очень разный, нередко весьма взыскательный.

Несомненно, совсем не на пользу здесь время от времени возникающие информационные поводы, в которых речь идет о негативных примерах. Но, пожалуй, и это – не основная причина критического отношения родителей к школе.

Еще один фактор, которым многие пытаются объяснить проблемы взаимоотношения школы и семьи: обращение к прошлому, к советской школе. Да, в советское время школа брала на себя функции не только обучения, но воспитания, и даже, пожалуй, присмотра и надзора. Что еще нужно, когда родители заняты на работе? Понятнее были и общие правила: есть обязательные родительские собрания, есть дневник как форма обратной связи (с оценками, замечаниями), есть – на крайний случай – вызов родителей в школу к директору или к завучу. Там их не просто информировали о возникших проблемах, а фактически воспитывали наравне с их провинившимся ребенком. Школа работала как «система одного окна». Не было ни социальных сетей, ни разнообразной информации из СМИ. У родителей не было выбора: в советское время не было других возможностей кроме школы для получения ребенком среднего образования (гувернеров, тьюторов, развитой системы репетиторства, да и просто перевести ребенка из одной школы в другую было вовсе непростой задачей). Арбитром между родителями и школой в советское время нередко была партийная или, на худой конец, профсоюзная организация. Конечно, сбои случались, и говорить о том, что между школой и родителями тогда было абсолютное доверие, невозможно. Однако сам фон, на котором развивались отношения двух институтов, был принципиально иным.

По такому ли времени скучают родители и педагоги сегодня? О родителях такого сказать со стопроцентной уверенностью нельзя. Они, несомненно, дорожат возможностью предоставленного им и их детям выбора. Выбирать непросто, но сам факт наличия выбора воспринимается ими как важнейшая характеристика социального благополучия. Родители не готовы, как многие в советское время, просто сдать ребенка в первый класс и через одиннадцать лет получить «готового к жизни» выпускника. Они хотят принимать участие в процессе роста и развития своего ребенка. Правда, эти желания очень по-разному проявляются. Одни готовы сопровождать своего сына или дочь и в любой момент помогать выбирать, ограждая от неудач или корректируя неверный выбор. Другие же формируют свои требования и пытаются жестко настаивать на их неукоснительном соблюдении школой (подчас в повелительном наклонении). Тем не менее, исследования (например, мониторинг экономики образования, который проводит регулярно на протяжении многих лет Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики) показывают, что основным местом встречи родителей и школы остаются родительские собрания. И вот это все меньше удовлетворяет сегодня родителей, тем более, если эти родительские собрания напоминают ностальгические советские времена.

Пока мы говорили только об одной стороне – родительской. Поговорим и о другой – учительской, тем более, что именно отношение этой стороны к процессам взаимодействия школы и семьи во многом определяет сегодняшнее недоверие между ними. Многие учителя, особенно те, кто успел поработать еще в советское время или в переходный постсоветский период, когда еще продолжали действовать старые правила, как раз очень хотели бы, чтобы все было, как тогда. И именно произошедшие изменения, которые привели к потере – как им кажется – безусловного авторитета школы и учителя, они считают первопричиной кризиса отношений школы и родителей, да и школы, в целом. Родители слишком многого требуют, не давая ничего взамен. Родители слишком многого хотят, не выполняя при этом свои функции. Учителя настойчивы в том, например, что не школа, а именно родители должны прививать детям интерес к чтению, что не школа, а семья отвечает за следование нормам обычного общественного поведения. Попытки же диктовать, как и чему надо или не надо учить ребенка, учителя воспринимают как покушение на свою профессиональную сферу. Недоверие семьи и школы, в результате, процесс обоюдный. Завершают его настоятельные попытки школы ограничить общение с родителями только родительскими собраниями и только в рамках предлагаемой тематики. Однако, если школа устанавливает правила, а семье предлагает только им следовать, она заранее получает не союзников, а жестких оппонентов. Ведь родители в этом случае должны быть просто наблюдателями и исполнителями тех норм, которые установили без них, их не спросив. Сегодня далеко не все родители готовы довольствоваться этим, они хотят принимать личное участие в образовании своего ребенка. Где отношения школы и родителей максимально продуктивные? Там, где есть поле для диалога, для совместных решений, где взаимное уважение – основа. И такое бывает, хотя, увы, общей нормой становиться не хочет. Вот и носятся по социальным сетям слухи, обиды и непонимание, продолжает разрастаться кризис школы, который нередко преувеличивается, приукрашивается, разрастается сверх меры в головах людей. Но меняться всё равно придется – и родителям, и школе. Меняться как институтам, которые должны выработать новые правила просто потому, что со старыми до поры до времени выжить хоть и можно, но уж очень эта жизнь неприглядна.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube