Экспертное мнение // Комментарий эксперта

«Проблема готовности к дистанту останется до тех пор, пока не будут апробированы новые методики онлайн-обучения»


«Проблема готовности к дистанту останется до тех пор, пока не будут апробированы новые методики онлайн-обучения»
Иллюстрация: toggl.com

Министр просвещения Сергей Кравцов часто говорит о высокой готовности школ к дистанционному обучению в случае форс-мажоров, но при этом масштабного перехода на такой формат, как это случилось в 2020 году, не ожидается. И у меня есть ощущение, что именно так и будет, по нескольким причинам.

С одной стороны, в 2020 году вышел президентский указ о нерабочих неделях для всей экономики, а не только для сферы образования. Но даже тогда, проводя мониторинг, мы отмечали, что далеко не все школы перешли на дистанционный режим работы. В удаленных регионах, в том числе, например, в Республике Саха (Якутия), сельские школы оставались открытыми для детей.

Если говорить о школах крупных городов, в которых учится большинство детей, то они готовы к дистанту чисто технологически: в большинстве из них есть компьютеры и необходимая скорость интернета.

Но проблема заключается не столько в готовности школы, сколько семей, до 25% которых находятся просто либо у черты, либо за чертой бедности. И среди них большинство именно многодетных, не имеющих достаточного количества гаджетов и подключения к интернету, либо скорость интернета очень низкая. Для таких детей переход на дистант может оказаться очень сложным.

Поэтому социальным службам, губернаторам, мэрам следует продумать меры поддержки малообеспеченных семей, для того чтобы передать им технику в аренду или обеспечить льготы по оплате интернета.

Кроме этого, важна и готовность педагогов. Опыт первой волны пандемии показал, что многие из них отождествляют дистанционный режим с лекционным, превратившись фактически в «говорящие головы», а для нормального школьного обучения это категорически неприемлемо.

Необходим диалог с учениками в сочетании с индивидуальной поддержкой каждого. И многие педагоги оказались не готовы не потому, что они лично не умеют, а потому, что вообще эти технологии работы на сегодняшний день пока ещё не очень развиты. Больше всего тревожит тот факт, что после окончания первой волны пандемии все вернулось на круги своя и об онлайн-обучении благополучно забыли или, во всяком случае, постарались выкинуть из головы как нечто вредное и вынужденное только в случае большой опасности. Конечно, проводились курсы повышения квалификации учителей по информационным технологиям, но мало внимания уделялось разработке именно цифровой дидактики.

И сейчас при переходе на дистант есть риск, что педагоги повторят свои прошлые ошибки и продолжат читать лекции для детей, что вызовет недовольство родителей, которым придется выполнять функции личного контроля за обучением детей, а качество образования естественным образом снизится.

И вот эта проблема, связанная с готовностью работы в дистанционном режиме педагогов, останется актуальной до тех пор, пока новые методики онлайн-обучения не будут разработаны и апробированы в штатном, а не форс-мажорном режиме.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube