Искусственный интеллект уже стал частью нашей жизни: умные навигаторы рассчитывают оптимальный маршрут, голосовые помощники напоминают о встречах, а приложения следят за качеством сна и уровнем стресса. Еженедельные новости о новых достижениях, улучшениях, открытиях в этой сфере перестали удивлять, а ИИ с каждым днём становится всё ближе и ближе к человеку, проникая во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.
Как искусственный интеллект меняет роль учителя и ученика в учебном процессе
С популяризацией искусственного интеллекта в образовательном процессе меняется роль каждого участника. Всё чаще ИИ используется не для обучения, а для механического выполнения заданий: школьники и студенты поручают нейросетям писать эссе, решать задачи или составлять и разрабатывать презентации. Формально работа сделана, однако при этом теряется главный смысл учебного процесса: осмысление, поиск решений и развитие самостоятельного мышления. Вместо того чтобы разбираться в теме, ученики всё чаще копируют готовый результат, совершенно не вникая в содержание. В этих условиях, несмотря на яркие заголовки о том, что искусственный интеллект лишает людей работы, роль учителя, наоборот, становится особенно значимой.
Педагог больше не просто является скучным «передатчиком» информации (эту функцию частично берут на себя ИИ, интернет и образовательные платформы), а становится наставником. Он помогает ориентироваться в потоке знаний, учит задавать правильные вопросы, отличать достоверные источники от фейков и развивает у учеников метапредметные навыки.
Современные исследования подтверждают эти изменения. Так, Xiaoming Zhai (доцент кафедры естественно-научного образования и Института искусственного интеллекта в University of Georgia) в работе Transforming Teachers’ Roles and Agencies in the Era of Generative AI (2024) предлагает модель из четырёх новых ролей педагога в эпоху генеративных технологий: наблюдатель (оценивает влияние на образование), пользователь (использует в работе), соавтор (создаёт контент вместе с ИИ и учениками), новатор (разрабатывает новые подходы с использованием искусственного интеллекта). По его мнению, эффективная работа с ИИ требует от учителя не только технологической грамотности, но и готовности к переосмыслению своей профессиональной идентичности – от транслятора знаний к организатору учебного взаимодействия, где ИИ – партнёр, а не угроза.
«Использовать в качестве помощника – безусловно, да. Полностью заменить – конечно, нет», – подчёркивает Людмила Новикова, заместитель директора школы №1252.
Учитель становится тем, кто «учит учиться», а эта миссия, пожалуй, важнее всего. В мире переизбытка информации и доступности всех знаний человечества в один клик самым важным навыком становится совсем не запоминание, а умение задавать правильные вопросы. Мыслить критически и подвергать сомнению даже то, что кажется абсолютно очевидным – это один из ключевых навыков, которому должен научиться каждый. Педагог помогает ученикам формировать привычку анализировать источники, проверять достоверность фактов, отличать придуманное мнение от факта, а искусную манипуляцию от грамотно выстроенного аргумента. Он учит не только осознанному потреблению информации, но и развивает стремление к пониманию, а не к бездумному заучиванию. В эпоху, когда ИИ может сгенерировать любой ответ, особенно важно научиться распознавать, когда это пустая выдумка чат-бота, а когда это именно то, что тебе необходимо.
Какие новые возможности открываются для персонализации обучения
Искусственный интеллект на сегодняшний день является отличным помощником для персонализации учебного процесса. Будем честны, технологическая трансформация образования неизбежна: на передний план всё чаще выходит искусственный интеллект. Для многих педагогов – как, например, для Людмилы Новиковой – ИИ сначала казался довольно абстрактным и бесполезным. Однако личный опыт работы с ним полностью изменил её восприятие. Выходит, что ИИ не всегда угроза, зачастую он выступает помощником, открывающим широкий горизонт персонализации обучения.
Что такое персонализация обучения и зачем она нужна? Персонализация обучения – это максимальное подстраивание учебного процесса под особенности, темп, интересы и потребности конкретного ученика. Это противоположность классическому «усредненному» подходу, где одни ученики скучают, а другие отстают. Сегодня нейросети стали возможным ключом к решению этой давней проблемы: они умеют строить индивидуальные траектории обучения, анализировать успехи и пробелы, делая это в почти автоматическом режиме. В вопросе темпа и стиля обучения искусственный интеллект может находить индивидуальный подход к каждому ученику. Если ученик испытывает трудности – ему предлагают допустимые объяснения, тренировочные задания, визуальные подсказки. Как замечает Людмила Ивановна, ИИ уже сегодня выявляет ошибки и предлагает задания разной сложности. Он становится гибким тренажером, определяющим уровень знаний, темп усвоения, даже интерес ребёнка.
Нейросети могут освободить педагогов от рутинных обязанностей: как от составления тестов и их вариаций, так и от их проверки. Это помогает оптимизировать время учителя для рутинной работы: общения с учениками, анализа их результатов, методической индивидуализации.
Как подчеркивает Людмила Ивановна, раньше на одну презентацию уходило несколько часов, а теперь на это тратится лишь несколько минут. Интерактивные и адаптивные тренажёры ИИ помогают изучать достижения ученика и подбирать задания по степени сложности. По собственному опыту могу сказать, что качественные тренажёры набирают популярность, особенно при освоении иностранных языков, математики, грамматики, но не стоит упускать факт: только преподаватель понимает, какой в каждом отдельном случае конкретный формат упражнений сегодня будет актуален ученику: кому сегодня развивать нужнее речь, а кому слуховое восприятие.
Но важно помнить, что персонализация обучения просто невозможна без работы живого учителя. Лишь человек может действительно увидеть ребёнка, прочувствовать его настроение, подобрать нужную фразу, дать эмоциональную поддержку. ИИ может быть «гидом», но никак не наставником.
Какие риски и вызовы вносит внедрение ИИ в образовательную систему
В образовательной сфере искусственный интеллект прочно обосновывается, помогая разрабатывать учебные материалы, создавать тренажёры и т.д. Однако, как показывают итоги практической деятельности педагогов, широкое использование преимуществ технологий — это не только прогресс, но и целый комплекс рисков и вызовов. Одной из главных опасностей нейросетей для образования обозначается стандартизация. По своему устройству нейросетевые алгоритмы учатся на обобщенных данных и формируют усредненные решения. Если на первом этапе это позитивно — учитель получает в свое распоряжение уже готовый текст, задание, презентацию, но нельзя исключать факт, что массовое и бездумное использование приводит к деградации творческой составляющей. У большинства педагогов, работающих с нейросетевыми технологиями, сформировалось мнение: «ИИ в образовании — это шаблон. На этот шаблон можно и нужно нарезать свои идеи, но если не адаптировать — будет потеряна собственная речь и суть». И здесь проблема может коснуться не только учителя, но и ученика — с риском потерять индивидуальность мышления, идентичность, подводя под алгоритмическое «среднее».
«Критический анализ — это то, что отличает человека от искусственного интеллекта», — говорит Новикова. Но если ученик привыкает к готовым ответам, не задумывается, не сопоставляет, не проверяет, то он теряет способность к логическому и творческому мышлению и фактически деградирует. Совместное исследование Microsoft и Университета Карнеги-Меллона выявило, что работники, активно использующие генеративный ИИ, реже применяют критическое мышление. Они склонны принимать ответы ИИ без дополнительной проверки, особенно при выполнении рутинных задач. Чрезмерная опора на технологии ведет к поверхностному пониманию и зависимости от внешнего цифрового источника.
ИИ далеко не человек. Главное отличие заключается в том, что учитель всегда был не просто техническим функционером, он всегда был чувственным, ощущал аудиторию, обращая внимание на малейшие реакции и обратную связь от учеников. Хороший учитель — это источник энтузиазма, зажигающий аудиторию. В отличие от учителя, нейросеть остаётся «среднестатистическим учителем без души», который не может считывать эмоции, не имеет харизмы, не способен на понимание. Следовательно, при чрезмерной опоре на технологии есть угроза обезличивания образования и упущения важного компонента — человеческого взаимодействия.
Также одним из волнующих общественность вопросов является отсутствие этических и правовых норм. Пока темпы внедрения ИИ опережают вопросы этики и безопасности. Кто понесёт ответственность за ошибку нейронной сети? Как осуществить контроль за достоверностью результата? Что делать с личными данными учеников, использованными для обучения алгоритмов? А как же проблема интеллектуальной собственности? Всё это требует нормативной базы, которой пока не существует. Отсутствие чётких правил создаёт юридическую и этическую неопределённость, которая особенно остро ощущается, когда искусственный интеллект используется в оценке знаний или автоматизации педагогических решений.
Искусственный интеллект может выполнять многие функции, но он не сможет заменить глубину педагогического анализа. Для этого нужен живой и связный педагогический взгляд, выходящий за рамки сухой статистики.
Опасения также вызывает вероятность профессиональной деградации педагога. Если учителя начнут опираться исключительно на машинные знания, весьма вероятно, что профессиональная креативность будет деградировать. Ведь программы не только позволяют автоматизировать создание заданий, переписку с родителями, проверку тестов и подбор необходимых тем для обучения, но и снижают желание проявлять инициативу, особенно у молодого педагогического состава.
И, конечно же, возникает вопрос доступности цифровой сферы. Применение ИИ требует соответствующей инфраструктуры: устройств, интернета, образовательной подготовки. Но в реальных условиях, когда далеко не все школы, семьи и регионы обладают необходимыми ресурсами, возникает цифровое неравенство: пока одни управляются с этим помощником, другим он недоступен.
Нейросети в образовании — это ценный ресурс, но его необходимо использовать с умом. Учителя, работающие с нейросетевыми технологиями, советуют активизироваться в следующих направлениях: распространять среди коллег умение работать с искусственным интеллектом; развивать у учащихся цифровую и критическую грамотность; разрабатывать этические стандарты и правила использования технологий искусственного интеллекта в обучающем процессе.
Каким образом школьное образование готовит или не готовит учеников к жизни в мире, где ИИ становится нормой
Сегодня искусственный интеллект перестаёт быть чем-то из «внеземных технологий» и становится обыденной частью нашей с вами жизни. Однако школьное образование, как и довольно консервативная российская система образования в целом, не успевает адаптироваться к этим стремительно меняющимся реалиям. Учебные планы и программы по-прежнему фокусируются на передаче знаний, а не на развитии навыков работы с цифровыми инструментами. В результате ученики всё чаще осваивают нейросетевые технологии вне школы – интуитивно, стихийно, без методической и этической поддержки. Такой подход, несомненно, порождает поверхностное восприятие этого вопроса: нейросети воспринимаются скорее как «удобная шпаргалка», чем как сложный технологический инструмент, требующий осознанного обращения.
Опыт школы №1252, где ученики совместно с администрацией разрабатывают чат-бота для помощи классным руководителям, можно назвать одним из важнейших фундаментальных шагов на пути к принятию искусственного интеллекта как незаменимого рабочего инструмента в учебном процессе. В бот заложены типовые вопросы, которые родители обычно чаще всего задают в течение года: о расписании, школьной форме, питании, мероприятиях, предпрофессиональных классах, успеваемости и даже экзаменах. «Мы надеемся, что к сентябрю бот будет способен автоматически отвечать более чем на 100 шаблонных запросов», – рассказывает Людмила Новикова, заместитель директора школы по содержанию образования. По сути, это практическое внедрение ИИ в школьную жизнь, где подростки выступают не просто пользователями, а настоящими разработчиками, которые стараются разобраться не только в нейросетях, но и том, как они работают «под капотом». Это редкий пример того, как школьное образование может быть инструментом подготовки к цифровой реальности, но, к сожалению, пока такие инициативы единичны и встречаются крайне редко. Во многом причиной этому становится неготовность и настороженность самих педагогов. Многие учителя воспринимают искусственный интеллект как угрозу не только профессии, но и качеству образования. Страх перед новым, неизведанным, а иногда и техническая неграмотность порождают недоверие: «А вдруг дети начнут всё списывать?», «Как проверить, что написал ученик, а что нейросеть?», «Нас заменят?». Эти опасения вполне логичны и оправданы: ИИ действительно бросает вызов устоявшимся форматам работы, поднимает вопросы авторства, честности и личного участия. Однако закрывать глаза на его существование – значит отказываться от реальности и пытаться ехать верхом на телеге по шоссе, где уже несутся электромобили и беспилотники, вдыхая лишь частицы их стремительного прогресса.
«Я сама сначала была настроена скептически», – признаётся Людмила Новикова, – «Но чем больше я вникала, тем яснее становилось: искусственный интеллект может быть огромным подспорьем. Он не заменит учителя, но может высвободить время, структурировать материал, помочь с рутиной». Именно вопрос рутинной нагрузки сегодня стоит особенно остро. Как показал опрос «Актион Образование», у российских учителей подготовка отчётов отнимает больше времени, чем работа с детьми: 42% респондентов ответили, что тратят на «бумажную волокиту» слишком много времени.
В таких условиях использование ИИ как инструмента автоматизации и оптимизации может стать не прихотью, а необходимостью. Если нейросети смогут взять на себя часть рутинных задач, это освободит педагогам время на то, что действительно важно – индивидуальную работу с учениками, обратную связь, живой диалог.
Важно не бояться нейросетей, а учиться с ними работать, а также учить этому школьников. Причём не только на уроках информатики, но и в рамках гуманитарных дисциплин: обсуждать, где граница допустимого, как отличить подделку от оригинала, где начинается ответственность пользователя. Искусственный интеллект не исчезнет. Он уже повсюду – от голосовых помощников в телефоне до систем видеонаблюдения и автоматизированных платформ обучения. Отказываться от его изучения – значит оставлять детей без базовых навыков XXI века. Школа, которая не учит понимать, анализировать и использовать ИИ, фактически не выполняет свою главную задачу – подготовку к жизни. Поэтому интеграция тем, связанных с нейросетями, в школьное образование – не просто желательная, а необходимая мера.
«Искусственный интеллект – это помощник, но не замена. Нужно учить детей анализировать, сомневаться, думать самостоятельно», – говорит Людмила Ивановна Новикова. Да, нейросети умеют подстраиваться, объяснять, предлагать – но всё ещё действуют по шаблону. И если школы не научат школьников мыслить, а не просто нажимать на кнопку, мы рискуем потерять суть обучения. Пока одни пытаются закрыть глаза на перемены, мир мчится вперёд. Главное – не остаться на обочине...
Артём Николаев, Суайса Шахабасова, студенты ВШЭ