Продолжаем цикл статей Алексея Голубицкого. В прошлых публикациях он рассказал об исследованиях, которые можно проводить в школе (читайте здесь и здесь). Тема этого материала – образовательная среда школы и методы ее изучения. Что такое эффект матрешки? Чем карьерная образовательная среда отличается от творческой? Почему в догматической среде формируется злобный или наоборот пассивно-равнодушный тип ученика? Какие родители притягиваются к авторитарной догматической школе или к той, в которой царит творческая свобода? На эти и другие вопросы отвечает в своей статье директор Школы будущего Калининградской области Алексей Голубицкий.
Школа и сообщества вокруг нее
Начнем с метода Марины Пинской, которая совместно с группой экспертов написала книгу об исследовании сообщества вокруг школы. Предлагается несколько параметров такого анализа: взаимодействие с выпускниками и местным сообществом, поддержка индивидуального прогресса учеников, среда для самореализации школьников, комфортная среда для учителей, совместное принятие решений, вовлечение семьи в школьное сообщество, волонтерство и коммуникации. Степень взаимодействия школы с сообществами влияет на счастье учеников.
Благодаря такой диаграмме, сразу видно, какие элементы отсутствуют или слабо выражены. А по правилу минимума Либиха, компенсировать эти дефициты нельзя. То есть, если, проводить аналогию со стройкой, то, сколько бы у нас не было кирпичей, если цемента не хватает, то дом построить не получится.
Очень важно осознать, чего не хватает в сообществе, над чем действительно стоит поработать.
На представленной диаграмме очевидной ахиллесовой пятой является взаимодействие выпускников и школы: на этом месте образуется яма, которая не позволит школе нормально развиваться.
В нашей школе мы предлагаем каждой предметной кафедре строить такие диаграммы и оценивать свою работу по десятибалльной шкале в соответствии с ключевыми показателями участия в олимпиадах, развития кабинетов и другим критериям. Цель – достичь баланса в исследовательской деятельности и методической работе.
Желаемое и возможное
Если переходить непосредственно к образовательной среде, то основоположником ее анализа по праву можно считать профессора, доктора психологических и педагогических наук Витольда Ясвина, автора книг об организационной культуре, о моделировании и проектировании образовательной среды. Главный его вывод заключается в том, что пространство становится образовательной средой, когда условия превращаются в возможности.
Представим себе, что я счастливый директор, у меня есть бассейн в школе. А, например, Васе мама не купила шапочку, и его не пускают в бассейн, и для Васи бассейна нет. Или, например, я всем рассказываю, что у меня есть замечательная лаборатория по робототехнике.
А педагог, который ведет эти занятия, не умеет увлечь детей, и к нему никто не идет. И для детей моей школы робототехники может не быть.
Таким образом, возникает так называемый эффект матрешки, когда контуры ответов разных групп совпадают, но по степени выраженности они разные, как будто укладываются друг в друга. На картинке темно-синим показана оценка директора своей школы по разным параметрам, красным – оценка учителей, зеленым и оранжевым – родителей и учеников.
По форме эти графики совпадают. Но количественной оценки директора всегда больше. То есть директор, по его представлениям, работает в прекрасной школе, учителя находятся в школе скромнее, а родители и ученики мечтают туда попасть. Провели анкетирование директора, учителей, учеников, родителей, и получились разные картинки: по степени интенсивности, разнообразию, потенциальной мощи – представление об этой среде очень сильно отличается у разных людей, которые находятся в одном и том же пространстве. Внимание, вопрос. Кто лукавит? Ответ простой: никто. Потому что директор мыслит категориями условий. У меня и то, и то, и то есть. А дети мыслят категориями возможностей. И получается, что они совершенно по-разному представляют то, как может и должна выглядеть образовательная среда.
От пассивности и зависимости – к активности и свободе
Согласно методике экспертизы образовательной среды, разработанной Витольдом Ясвиным, можно выделить 4 типа школьной среды: 1. Догматическая 2. Безмятежная 3. Карьерная и 4. Идейная, или творческая.
На пересечении зависимости и пассивности возникает догматическая среда. Это означает, что теоретически возможность что-то делать у учеников есть, но особой активности они не проявляют, находясь под гнетом правил и регламентов.
Безмятежная среда чаще всего возникает на переменах, когда дети предоставлены сами себе или в коворкингах – специально организованных пространствах для общения детей.
Карьерная среда оказывает давление на детей, и они проявляют вынужденную активность, принимая участие в олимпиадах, конкурсах, других мероприятиях.
Творческая среда предоставляет детям полную свободу, и благодаря этому они развивают бурную деятельность – по собственной инициативе, а не из под-палки.
Эффект учительского зонтика или как спрятаться от реальности
Восприятие образовательной среды каждым из участников образовательного процесса очень субъективно. Если спросить педагогов, внешних экспертов и учеников, какая среда преобладает в их школах, то выяснится, что их представления о среде резко расходятся с реальностью. Большинство экспертов и учеников назовут свою среду карьерной, поскольку они готовятся к ВПР, ЕГЭ, олимпиадам и другого не дано. Например, многие учителя, работающие в догматической среде, считают, что они занимаются творчеством. На самом деле творчества в их деятельности совсем мало, гораздо меньше, чем предполагают учителя. Такую ситуацию принято называть эффектом учительского зонтика: педагоги живут в мире, субъективное восприятие которого не совпадает с мнением детей и внешних экспертов.
Часто на разных уроках в одной и той же школе формируются разные среды. Если урок посвящен подготовке к ВПР или ОГЭ/ЕГЭ, то тем самым создается карьерная среда. А если детям дается задание поучаствовать в дискуссии, и с этой целью класс разбивается на группы, то таким образом формируется творческая среда.
Вопрос в том, какой вектор преобладает в этой школе и какую стратегию деятельности школы он определяет.
Кем руководят учителя-дирижеры?
Согласно теории Петра Лесгафта, если преобладает карьерный тип среды, то возникает тип честолюбивого или лицемерного ученика. В условиях догматической среды и несвободы вырастает мягкий, забитый или наоборот злобный тип. Высоких образовательных результатов от такой среды ждать не приходится, потому что дети находятся здесь, как в камере хранения, особо ничего не делают, но при этом никто их не тревожит. Ну и, конечно, нормальный или идеальный тип формируется в творческой среде.
Иллюстрация из книги В.А. Ясвина «Школьное средоведение и педагогическое средотворение»
Среда определяет не только типологию учеников, но и типологию педагогов. В карьерной среде, в СУНЦах (специализированных учебно-научных центрах), школах и гимназиях при университетах чаше всего работают тренеры, или боссы, в догматических – командиры-дирижеры, заточенные на жесткое выполнение правил. Причем руководящие академическими, а не джазовыми оркестрами, где возможны импровизации.
Для безмятежной среды характерен тип учителя– пастушка или официанта. В обычные дни пастушок ничего особенного не делает, а когда на его урок приходят директор школы или представители вышестоящих инстанций, он превращается в официанта, работающего по принципу «чего изволите» и старающегося подстроиться под начальство. А после их ухода вновь превращается в «пастушка». Такой тип еще встречается в не самых лучших частных школах, когда педагог подстраивается под запросы родителей, оплачивающих образование своих детей.
Идеальный тип педагога – эксперт или консультант, сопровождающий образовательную траекторию и развитие ребенка, стимулирующий его самостоятельно добывать новые знания, а не усваивать их готовый набор.
Щедрый Санта и рефлексирующий садовник
Родители выбирают тот тип образовательной среды, который им ближе по духу. Тип родителя-амбициозного жокея, привыкшего покорять препятствия, чаще всего выбирает школы карьерного или догматического направления. Такие люди предпочитают взаимодействие с учителем-боссом или командиром-дирижером, которые задают килограммы домашних заданий и заставляют учеников строго следовать своим инструкциям.
Непреклонный гуру, подавляющий любую инициативу, скорее всего, выберет для своего ребенка догматическую среду. Родитель – щедрый Санта – это трудоголик, которому некогда уделять внимания своему ребенку или просто нет желания это делать. Ему проще заплатить за частную школу с оранжерейными условиями, откупиться от воспитания сына или дочери.
Идеальный тип родителя – это рефлексирующий садовник – тот, кто внимательно наблюдает, как развивается ребенок, в чем-то ему помогает, поправляет, поддерживает, создает питательную среду для реализации его интересов.
Такие родители выбирают, как правило, творческую образовательную среду с учителями – экспертами и консультантами. Для них психологический комфорт и развитие ребенка важнее успешных академических результатов.
Итак, мы измерили школьную среду, а можно ли что-то изменить? В следующей статье мы поговорим о проектировании среды на основе полученных данных.
Материалы по теме:
- В.А. Ясвин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ОТ МОДЕЛИРОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ 2-е издание, исправленное и дополненное».
Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.