Каникулы // Статья

Развлекать или вовлекать: дилемма современного вожатого


Развлекать или вовлекать: дилемма современного вожатого
Фото предоставлено пресс-службой МГПУ

Этим летом в оздоровительных лагерях отдохнули более пяти миллионов российских детей, с которыми занимались свыше 66 тысяч вожатых. Зачем родители отправляют детей в лагерь, каковы их ожидания, подготовлены ли мальчики и девочки к самостоятельной жизни, разбираемся вместе с профессором Московского городского педагогического университета, доктором педагогических наук Борисом Куприяновым и его руководством «Пирожок вожатого», который помогает взрослым работать с детьми.

Чаще всего, администрация лагерей сталкивается с двумя проблемами. Первая – завышенные требования родителей, многие из которых родом из 90-х, и в пионерских лагерях побывать уже не успели. Они представляют, что их сын или дочь в течение смены непременно станут победителями всевозможных конкурсов или выучат, скажем, испанский «с нуля». Есть и более четкие родительские запросы, и связаны они с образовательными программами, где реально можно получить результат: освоить компьютерные программы, научиться танцевать или фотографировать. А вот о таком простом уровне, чтобы детей научили элементарным навыкам самообслуживания, общения со сверстниками, умению соотносить свои желания с желаниями окружающих, родители даже и не задумываются.

Профессор МГПУ Борис Куприянов, который более 30 лет занимается вопросами летнего отдыха и детского досуга, отмечает, что многие современные дети с точки зрения организации быта не могут о себе позаботиться. Также наблюдаются трудности в выстраивании отношений со сверстниками. Со всеми этими нюансами надо знакомить вожатых и учить их, казалось бы, элементарному: помогать ребенку выстраивать коммуникативную и бытовую жизнь, следить за гигиеной, за тем, чтобы белье было чистым, а простыни перед отбоем – без песка и крошек.

Вторая проблема, о которой рассказал профессор Московского городского, в том, что родитель не всегда осознает, что он отправляет свою «кровиночку» в неизвестность.

Поэтому случаются такие истории, когда на второй день смены вдруг появляются заплаканные мама с папой и просят отдать им ребенка, потому что они не спят вторую ночь, и поняли, что жить без него не могут… Некоторые тревожные родители начинают названивать своим детям и рыдать в трубку, причитая, как они соскучилась. Увы, эти карикатурные, на первый взгляд, истории не так уж редки.

Такие родители мешают и своим детям, и вожатым создавать в лагере здоровую атмосферу.

Борис Куприянов рекомендует родителям, прежде всего, подумать о ребенке, которому непросто адаптироваться в новой среде. Лучше спрашивать у него, что происходит, рассказывать, как мама с папой рады, что ему весело и интересно, а не вываливать свои переживания от наступившей разлуки.

Вожатый или аниматор?

Кто должен работать в лагере с детьми, вожатые или аниматоры? Не является ли позиция вожатого пережитком советского прошлого? «Если мы выстраиваем отношения в лагере так, что взрослый развлекает ребенка, а тот находится в позиции «ну-ка, удивите меня», то это тупиковый вариант, – считает Борис Викторович. – Ведь вожатым приходится конкурировать со всей мощью интернета и индустрией компьютерных игр».

Аниматор превращает коллективную жизнь в шоу, а дети все время повышают свои требования: «Мои родители заплатили за путевку, я приехал, создайте мне условия».

Такая потребительская позиция для лагеря, где дети и взрослые вместе строят мир, вместе ищут интересное и разделяют ответственность за результат, убийственна, уверен профессор МГПУ. Жизнь в лагере может строиться только по принципу партисипации, когда все в равной степени соучаствуют в происходящем. Это принципиальный момент.

«Пирожок вожатого»

Основное качество наставника, а вожатый, несомненно, таковым и является, — это интерес к детям. Не пафосная «любовь», а именно желание общаться с детьми является основой педагогической профессии, считает Борис Куприянов. Кстати, практика показывает, что студенты медицинских или технических вузов без профессиональной подготовки становятся прекрасными вожатыми и не менее интересны детям и подросткам, чем те, кто учится на педагогов.

«В лагере срабатывает эффект старшего брата/сестры. Когда человек строит общение с детьми и подростками интуитивно, исходя из жизненного опыта. И это приносит неплохие результаты», - отмечает профессор.

Важно, чтобы у вожатого была еще и организаторская жилка.

У современной молодежи не так много опыта коллективной деятельности, которая формируется во время постановки спектаклей, проведения общешкольных мероприятий. Мало кто из них был в школе активистом, объединял одноклассников для общих дел. И те, кто едут в лагерь вожатыми, восполняют пробелы своей школьной жизни.

Исходя из многолетнего опыта работы в детском лагере, Борис Куприянов 20 лет назад создал свод правил под названием «Пирожок вожатого»:

Первый, нижний «корж» этого «пирожка» -- обеспечение психофизиологического благополучия ребенка: дети должны быть живы, здоровы, сыты. Вожатый следит за соблюдением питьевого режима, распорядком сна, личной гигиеной.

Второй – отношения. Задача вожатого – создать позитивную атмосферу и исключить буллинг. Настраивать детей на то, что они вместе создают мир, в котором всем должно быть комфортно. В отряде необходимо ввести и соблюдать правила: дружеское отношение друг к другу, терпимость и принятие. Взрослому нужно внимательно следить за тем, как дети общаются между собой, и, конечно, показывать позитивный личный пример.

Третий слой – организация жизни детского сообщества. Как говорил Антон Макаренко, создавать позитивную перспективу, чтобы дети жили в ожидании интересного события, готовились к нему, рисовали, репетировали, планировали. Словом, были заняты предчувствием чего-то захватывающего.

И последнее. «Крем», который пропитывает все «коржи» – вовлеченность ребенка. Ситуация, когда каждый в отряде ощущает себя «частью команды, частью корабля», чтобы у ребенка сложились отношения со взрослыми и со сверстниками, с той деятельностью, в которой он участвует, с ожидаемыми событиями. Вожатый должен находиться в диалоге с ребенком. Если ему плохо, некомфортно, вожатый первым должен это заметить, и иметь в своем арсенале инструменты, которые помогут преодолеть все трудности.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube