Личный опыт // Статья

Комьюнити-центр: место встречи изменить нельзя?


Комьюнити-центр: место встречи изменить нельзя?
Лицей в посёлке Новосаратовка Ленинградской области, проект. В правом нижнем углу – здание комьюнити-центра

В статье мы рассказали об интересном опыте Школы будущего села Большое Исаково Калининградской области, в которой сумели наладить эффективное взаимодействие с родителями и местным сообществом за счёт организации условий для спорта, досуга и развития людей разного возраста, включая бабушек и дедушек.

Но в связи с возрастанием террористической угрозы, школьного шутинга и других неблагоприятных факторов всё больше школ, даже в сельских поселениях, которые раньше были максимально открыты местному сообществу, вынуждены ограничивать доступ на свои территории. Как в этой ситуации выстраивать сотрудничество с родителями и в то же время обеспечить безопасность детей?

Нестандартные подходы

Оригинальное и деликатное решение нашли в компании ED Architecture и уже осуществили его на практике – в лицее № 1 им. Тагирова г. Альметьевска Республики Татарстан.

«Это старейшая школа в городе, которой уже более 100 лет, для местных жителей она очень важна: у многих из них здесь учились или их родители, бабушки, дедушки, или они сами. Поэтому мы не могли оградить её высоким забором, – рассказывает генеральный директор ED Architecture (ex-Martela) Елена Аралова. – На границе школьной и городской территорий мы построили здание, представляющее собой не просто КПП с охранником и турникетами, а настоящий инфраструктурный комплекс, пусть и компактный – площадью 800 м², но включающий музыкальную школу, большие столярную и слесарную мастерские. Причём это здание оснащено входом, как со стороны школы, так и со стороны улицы. Эти входы работают попеременно, обслуживая или школьников по будним дням, или гостей школы по выходным и во внеурочное время. Например, папа, живущий по соседству, может в субботу захватить сына, принести в мастерскую старый велосипед, чтобы вместе разобрать его, восстановить, дооснастить. Малыши, проживающие в этом районе, смогут посещать музыкальную школу, не проходя через охрану и не попадая в школьный двор. Подростки – получить новые и полезные навыки в мастерских».

Вот такое здание стоит на границе лицея № 1 им.Тагирова в г. Альметьевске


Музыкальная школа размещается
в инфраструктурном блоке лицея № 1 им.Тагирова в г. Альметьевске

В здании КПП, сквозь которое школьники попадают на территорию, работает уютное кафе.

Родителям больше не надо сиротливо стоять на улице за школьным забором в ожидании детей, мокнуть под дождём или обливаться потом под палящим солнцем, как это часто бывает.

Всё это в прошлом, потому что теперь у них есть возможность, не проходя на территорию школы, провести время в уютном помещении, выпить чашку кофе с круассаном, а заодно заняться полезными делами: повырезать снежинки для школьной новогодней ёлки или заполнить анкету.

Кафе, в которое любят приходить и школьники, и родители, и жители района

Три проблемы, требующие решения

Это только один пример, но их становится больше с каждым годом. Не менее интересен опыт High Tech Academy из Алматы (Казахстан), гимназии Корифей (Екатеринбург), школы № 2070 «Энергия» в составе жилого комплекса «Скандинавия» в Новой Москве, Инженерного корпуса в Совхозе им. Ленина в Москве и других школ в России и за рубежом, которые ищут и находят подходы по взаимодействию между школами и местным сообществом.

В этом году был создан и активно работает экспертный совет, куда вошли ведущие специалисты в области архитектуры и дизайна образовательной среды, директора школ, учёные и педагоги-практики. Их задача - обобщить лучшие примеры интеграции школ и местного сообщества, уже на стадии планирования строительства новых микрорайонов предложить тиражируемое решение для того, чтобы уйти от противостояния и наладить взаимодействие, спроектировать соразвитие территории и образовательной системы. Рассказывает один из членов экспертного совета, имеющий опыт построения социокультурного центра, директор «Школы будущего» села Большое Исаково Алексей Голубицкий:

«Первой и самой сложной проблемой, которую удалось решить экспертному совету, является противоречие между необходимостью обеспечить сотрудничество местных жителей с образовательной организацией и всё более жёсткими нормами безопасности. Позаимствованная в Финляндии идея школы без забора (Saunalahti, Эсспоо) прекрасна, но в целом ряде регионов России школы наказывают даже не за отсутствие забора, а за его недостаточную высоту.

Задумка открыть пространства школьного здания для местных жителей (спортзал, учебные классы, актовый зал) тоже полезная, но как обеспечить безопасность детей: контроль доступа является ответственностью директора школы.

Можно ли обеспечить взаимодействие школы и местных жителей и при этом соблюсти действующее законодательство и нормы безопасности?

Вторая проблема, решаемая экспертным советом, заключается в создании саморегулируемой системы, которая будет предоставлять возможности, необходимые жителям на каждом конкретном этапе развития местного сообщества.

Третья проблема – как сделать взаимодействие школы и местного сообщества устойчивым, не дать школе как организации с сильной культурой поглотить это пространство, превратить его в учебные классы или кабинеты внеурочной деятельности и в то же время – как школе не только открыться местному сообществу, но увидеть за её пределами образовательные возможности».

Зонирование пространства и «принцип светофора»

1. Вопросы безопасности решаются зонированием пространства по степени доступности, были выделены три уровня по «принципу светофора»:

  • «зелёное пространство»: это весь микрорайон за пределами территории школы. Спортивные сооружения, площадки для наблюдения за растениями и животными в парке, специально оборудованные площадки исследования водных обитателей в ближайшей речке или пруду, пространство для прогулок и игр на свежем воздухе. Все предприятия и организации на территории микрорайона становятся потенциальными и реальными площадками для профориентации.

Город как класс – территория микрорайона становится образовательной средой
для экскурсий, походов, путешествий

  • «жёлтое пространство» – это своего рода «микст-зона», специально организованное пространство, которое местные жители и школьники осваивают совместно. С этой целью на территории школы до КПП создаётся комьюнити-центр, где концентрируются общие активности , это своего рода площадка реализации совместных проектов жителей и школы.

Коворкинг-кафе, проект

  • «красное пространство» – это территория школы и её здание со свободным доступом только для школьников и сотрудников школы. Но после уроков для родителей и местных жителей по их запросам оформляется специальная клубная карта, которая обеспечивает доступ в спортивный и актовый залы в вечернее время и в выходные, когда детей в школе уже нет. Такая система действует, например, в High Tech Academy г. Алматы (Казахстан),Ещё одной формой деятельности является проведение больших событий на территории школы (ярмарки, конференции, соревнования), посещение которых происходит по заранее согласованным спискам, составленным организаторами.

Лекторий и место для проведения мероприятий, проект

«Нужно создавать социокультурный центр не для местных жителей, а вместе с ними»

«Подобный подход позволяет, с одной стороны, обеспечить безопасность учебного процесса, а с другой стороны, повысить эффективность использования территории и здания школы, – говорит Алексей Голубицкий. – Для решения проблемы сонастройки возможностей школы и потребностей жителей, для обеспечения устойчивости и получения выгоды всеми сторонами создаётся общественный совет из числа представителей школы и местных жителей, который обсуждает проблемы и задачи, предлагает направления работы, составляет план совместной деятельности.

Главный принцип: «Нужно создавать социокультурный центр не для местных жителей, а вместе с ними».

Но при этом мы уходим от наделения школы сервисной функцией по обслуживанию жителей, как в некоторых других проектах организации социокультурных центров, и поднимаемся на уровень взаимовыгодного сотрудничества. Например, школа предоставляет пространство для реализации родительских и детских стартапов, но при этом важным условием становится привлечение учеников школы в качестве участников этих проектов. Местное сообщество, в свою очередь, организует возможности профессиональных проб подростков и временного трудоустройства на предприятиях микрорайона за пределами школы».

Как отмечает Алексей Голубицкий, комьюнити-центр становится значимым пространством, куда можно прийти и получить знания или навыки, просто интересно провести время всей семьёй.

Комьюнити-центр и его совет создают условия для развития так называемого тактического урбанизма, задуматься о более капитальных решениях, когда местные жители (в том числе и школьники) могут реализовывать небольшие проекты, меняющие среду микрорайона. А на территории школы предусмотрены «недостроенные» места, оставленные для научных инсталляций или арт-объектов, выполненных учениками.

От идеи – до реализации

К масштабной реализации описанных идей приступила группа строительных компаний SETL GROUP на юге Санкт-Петербурга: первая школа откроет двери 1 сентября 2025 года, затем каждый год компания планирует открывать несколько новых школ, которые будут с первых дней работы влиять на развитие своего микрорайона. В каждом Лицее SETL предусмотрен инфраструктурный комплекс, или комьюнити-центр, как его принято называть. Его площадь составляет значительную часть школьного участка (около 800 квадратных метров), что даёт возможность разместить здесь коворкинг-кафе, творческие мастерские, медицинский блок (массаж, стоматолог, семейный терапевт), сувенирную лавку, сервисный центр, лекторий, выставочный зал, спортивные залы, кабинеты для индивидуальной работы: психолога, логопеда, дефектолога. Уже на стадии архитектурного проектирования закладываются возможности для реализации любого сценария, который будет полезен местному сообществу и школе.

Это здание руководитель социальных и образовательных проектов SETL GROUP Наталья Костикова называет «точкой сборки местного сообщества и формирования культурного кода района».

Возникает закономерный вопрос: почему школы все чаще позиционируют себя как социокультурные центры?

«Все города-миллионники растут вширь, и соответственно школы удаляются от центра, – поясняет Наталья Костикова. – На окраинах – скудная инфраструктура для развития, для общения и для разнообразных видов деятельности. Долгое время эти проблемы игнорировались застройщиками. Но поскольку социальная инфраструктура влияет на решение потенциальных покупателей о переезде в новый район, отдалённый от центра, девелоперы вынуждены решать эти вопросы. Интеграция социальной инфраструктуры в школьную выглядит при этом очень оправданным шагом. Во-первых, расширяются образовательные, воспитательные и профориентационные возможности самой школы. Во-вторых, детская и подростковая энергия, требующая выхода, может реализоваться в задаче развития кварталов, решение которой почти всегда испытывает сильный дефицит инициативы и энергии. В-третьих, жители получают возможность развития, досуга, общения и самореализации в пешей доступности от дома».

Таким образом, школы становятся ресурсом для таких отдалённых районов, дополняя свои образовательные и воспитательные функции досуговыми и развивающими, а девелоперам остается лишь создать для этого все необходимые условия.

«Комьюнити-центр – это повышение качества жизни целого квартала, профилактика деструктивного поведения у подростков, обеспечение их интеграции в реальную жизнь, появление в их жизни опыта реализованных проектов», – считает Наталья Костикова.

Материалы по теме:


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube