Личный опыт // Статья

​Анна Троцевская: Учеников нужно не принуждать, а вдохновлять!

  • 10 октября 2024

​Анна Троцевская: Учеников нужно не принуждать, а вдохновлять!

Может ли учительница из маленького провинциального города стать успешной на мировом уровне? Существуют ли для педагогов эффективные способы избежать эмоционального выгорания и всегда быть в курсе передовых образовательных стратегий? Возможно ли заставить учеников по-настоящему влюбиться в свой предмет? Основатель студии английского языка «Friends», победитель международной премии Successful Ladies Awards Анна Троцевская делится секретами своей уникальной преподавательской методики.

Анна, Вы являетесь признанным специалистом по обучению английскому языку детей дошкольного возраста. Какие подходы Вы применяете при работе с малышами?

В первую очередь при построении образовательной программы для учеников с 2 до 6 лет необходимо использовать игровые механики, именно они лежат в основе моей собственной методики обучения.

Особое внимание я уделяю упражнениям для развития речи и различным игровым активностям, которые задействуют сразу оба полушария мозга. Причем это вовсе не обязательно должны быть какие-то новые, сложные приемы, с поставленной задачей отлично справляются старые добрые забавы «Море волнуется раз», «Лавата», «Кандалы».

Во время таких игр можно заметить психофизические особенности детей, отметить для себя, на чем следует сделать акцент. Например, одни малыши лучше воспринимают информацию правым ухом, а другие левым, от этого зависит, как их следует рассаживать во время занятий.

А где Вы узнали об особенностях работы с такими маленькими учениками? Вероятно, этому способствовала продолжительная работа в одном из лучших садиков своего региона «Город детства»?

Да, но свою роль сыграло и профильное высшее образование, я окончила Самарский государственный педагогический университет Институт иностранных языков, и могу отметить высокий уровень подготовки там. А со спецификой взаимодействия с детьми дошкольного возраста я познакомилась уже «в полях», во время работы АНО ДО «Город детства», где я преподавала английский на протяжении 5 лет. Туда ведется очень строгий конкурсный отбор педагогов, благодаря чему удается достичь высокого уровня преподавания. Это подтверждается многочисленными наградами. Учебное заведение имеет диплом и золотую медальное «100 лучших ДОУ России» в рамках IV Всероссийского образовательного форума «Школа будущего», а также золотую медаль лауреата-победителя Всероссийской выставки образовательных учреждений.

Именно во время работы в «Городе детства» я поняла, что с детьми от 2 до 6 лет неэффективно использовать приемы, которые адаптированы для детей школьного возраста. Нужно что-то принципиально новое, другое. Кроме того, формат обучения в нашем центре отличался от школьного, у нас не было отдельных уроков, английский сопровождал малышей на протяжении всего дня. Так я создала собственную методику на основе нейропсихологии и педагогики, которую сначала внедрили другие преподаватели нашего центра, а затем она получила признание и в других учебных заведениях по всей России.

Кстати, эффект от ее использования родители наших учеников отметили буквально через несколько месяцев. Дети не только стали свободнее и быстрее разговаривать, использовать большее количество слов, но и в целом стали более раскрепощенными, коммуникабельными.

Благодаря этому нам стали оставлять больше благодарностей, чаще нас рекомендовали, и количество учеников «Города детства» существенно возросло.

Вы также создали собственные учебные пособия по английскому языку. Расскажите, в чем их особенность? И за счет чего Вам удалось модеринизировать саму систему преподавания в «Городе детства» и сделать эту организацию более успешной?

Да, одновременно со своей методикой я разработала учебные пособия для детей дошкольного возраста. Сначала стала использовать их в «Городе детства», затем в собственной студии, а после ими заинтересовались учебные заведения в других регионах. Их основная задача - увлечь детей английским! Показать, как это здорово и интересно. Для этого я использовала много забавных рисунков, стрелочек, значков, цветовых выделений. Причем оформлены пособия в виде отдельных листов, взаимодействовать с которыми детям значительно легче, чем с большими и тяжелыми книгами.

Кроме того, я всегда хвалю детей за все их достижения, за каждое выученное слово или правило.

В нашей педагогической системе принято обращать внимание на ошибки, а я, наоборот, концентрируюсь на позитивных моментах. И подчеркиваю в учебниках и тетрадях не ошибки, а правильно выполненные задания.

Своими методами я активно делилась с коллегами. После того,как они увидели эффективность такого подхода, тоже стали его применять при проведении занятий.

Также я уделяла большое внимание работе с родителями, старалась объяснять, как важно им тоже делать акцент на успехах малышей. И в целом построила целую систему регулярного взаимодействиями с мамами и папами наших учеников. И все эти действия в комплексе позитивно сказались на развитии нашего учебного учреждения. Наши выпускники успешно стали поступать в самые престижные школы, а в заграничных поездках помогали родителям в общении в отелях и ресторанах. Как результат - возросло количество детей, которых записывали в “Город детства”, организация стала расширяться, увеличивать штат.

А как Вы пришли к тому, чтобы начать собственное дело?

Это произошло в разгар тяжелого личного кризиса шесть лет назад. Недаром говорят, что темнее всего бывает перед рассветом: нервный срыв на почве развода, маленькие дети на руках, крохотная квартира, да еще мама борется с онкологией… Тогда идея открыть собственную студию английского языка стала соломинкой для утопающего. Я ухватилась за этот шанс и выиграла джек-пот!

В нашем маленьком городе Кинеле Самарской области проживает около 300 тысяч человек, большинство имеет невысокий доход и никогда не были за границей. И вдруг благодаря моей студии у них и у их детей появляется реальный шанс выучить английский на таком уровне, чтобы свободно общаться с иностранцами, поступить в ведущие вузы области, Москвы и Санкт-Петербурга, найти престижную работу и даже переехать за рубеж!

Благодаря горячей поддержке моих коллег, учеников и их родителей, моя студия стремительно развивается, а с ростом популярности онлайн-обучения мы начали принимать учеников из других городов и даже из других стран – например, наших соотечественников из США. Сейчас мы одновременно обучаем около 100 человек возрастом от 3 до 68 лет, и к каждому у нас индивидуальный подход.

Как Вы считаете, кроме профессиональных педагогов, что еще важно при достижении высоких результатов при изучении иностранных языков?

Думаю, очень важную роль играет практика. Для этого мы, например, организуем заграничные образовательные поездки – в Великобританию, Чехию, Италию, а в перспективе надеемся устроить выезды на Мальту, в США, ЮАР, Австралию. Если же нашим ученикам поехать за границу не позволяет материальное положение, наша студия старается оказать спонсорскую поддержку.

Такие активности не только позволяют использовать язык в среде, общаться с носителями, но и расширяют кругозор, помогают детям укреплять дружеские отношения, заводить новые знакомства, улучшать свои «мягкие» навыки.

Благодаря вашим заслугам в 2022 году вас пригласили в качестве члена жюри Международной премии Best Business Awards. Каково было почувствовать себя в роли судьи?

Это был незабываемый опыт, который я восприняла одновременно и как большую честь, и как высокую ответственность! Меня назначили оценивать конкурсантов в категории «Бизнес в сфере образования». Тогда через мои руки прошли заявки около 300 претендентов на победу из 28 стран мира. Это дало мне уникальную возможность не только оценить лучших, но и ознакомиться с методиками других успешных педагогов, почерпнуть для себя много нового. С некоторыми конкурсантами я даже созванивалась, наладила продуктивное деловое общение. Их пример стал для меня своего рода импульсом, и на следующий год я приняла решение сама подать заявки на участие в международных конкурсах.

Да, я знаю, что в прошлом году Вы стали победителем престижной международнойпремии Successful Ladies Awards. Что Вы почувствовали в тот момент, когда узнали о награде?

Победить в такой крупной и авторитетной премии было для меня огромной радостью! Ведь вместе со мной участвовали более двух тысяч достойных соискательниц, каждая из которых имела высокие профессиональные заслуги. И когда я подавала заявку на участие, я в первую очередь хотела поделиться своими достижениями с сообществом высококлассных профессионалов, обменяться опытом с ведущими специалистами, и было необыкновенно приятным сюрпризом узнать, что жюри так высоко оценило мои заслуги в педагогике, что присудило награду именно мне!

Кстати, об обмене опытом. В своей студии Вы повышаете квалификацию педагогов с помощью методики «job-alike», которая уже не первое десятилетие активно используется на Западе, но до сих пор не применялась в России. Расскажите об этом подробнее.

По закону учителя в России должны регулярно посещать различные научные конференции и семинары, чтобы раз в пять лет подтверждать свою квалификацию. Но, как правило, подобные мероприятия забюрократизированы, носят чисто формальный характер, а докладчики спускаются администрацией «сверху» и повторяют устаревшие постулаты советских учебников. Мы же внедрили у себя принципиально новую методику «job-alike» (что в переводе с английского означает «одинаковая работа»), которая, по сути, напоминает брэйншторминг.

Формат предполагает двухчасовые встречи педагогов с общей сферой деятельности и похожими проблемами, которые проходят в неформальной, дружеской обстановке. Желательно, чтобы группа не превышала 10 человек, тогда у каждого будет возможность высказаться по заданной теме. Во время таких обсуждений все равны – каждому предоставляется слово, чтобы поделиться опытом и высказать свое мнение, но при этом учителя не имеют права критиковать друг друга, сеять негатив, а могут лишь рассказать о собственных достижениях. Мы уже убедились в эффективности таких мероприятий на собственном опыте. Например, мы совместно отрабатывали методики нейропсихологических игр, а затем проверяли их на практике, чтобы проанализировать результат и сделать выводы. Я убеждена, что директора российских школ также должны попробовать внедрить у себя формат «job-alike» для повышения квалификации своего преподавательского состава.

Чтобы подвести итог: в двух словах – Ваши ближайшие планы на будущее?

Постоянно повышать квалификацию как лингвиста и педагога, внедрять свои учебные пособия не только в России, но и на всем постсоветском пространстве и популяризовать формат «job-alike» для учителей, чтобы совместно разрабатывать новые передовые методики обучения английскому языку для всех возрастов. Ведь выучить иностранный язык и изменить свою жизнь к лучшему никогда не поздно!

Беседовала Олеся Салунова


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube