Личный опыт // Статья

«Мы тратим энергию не на противостояние друг другу, а на создание условий для развития наших детей»


«Мы тратим энергию не на противостояние друг другу, а на создание условий для развития наших детей»

В 80-е годы прошлого века была чрезвычайно популярна концепция школы как социокультурного центра микрорайона. Позже эта идея как-то незаметно потеряла свою актуальность, особенно в крупных населенных пунктах, на смену ей пришла тенденция расшколивания, когда школа использует культурное и социальное пространство города в качестве образовательного ресурса. Однако в последнее время феномен школы как точки притяжения местного сообщества начинает возрождаться в самых разных практиках. Примером может служить Школа будущего поселка Большое Исаково Калининградской области, директор которой Алексей Голубицкий делится опытом на страницах «Вестей образования».

Школы, расположенные на окраине крупного города или в сельской местности, часто обладают более значительным потенциалом для развития отношений с местным сообществом по сравнению с центром города или мегаполисом. Часто в таких поселках, как наш, слабо развита социальная инфраструктура, не хватает кафе, спортивных, досуговых объектов, и школа при желании и поддержке со стороны местных жителей, родителей, самих учащихся способна компенсировать различные дефициты.

Все началось с того, что к нам пришли выпускники и сказали, что они мечтают открыть тренажерный зал и готовы вкладываться в реализацию этой идеи. Из свободных помещений у нас имелся только цокольный этаж с отдельным входом. Но там не было ни ремонта, ни отопления, ни освещения, ни пожарной сигнализации, ни вентиляции. Все это ребята делали «с нуля», а после закупили необходимое оборудование: общие затраты составили более 3 млн рублей. Сейчас тренажерный зал доступен всем жителям поселка, для них предусмотрены существенные скидки. Помещение мы передали выпускникам по трехстороннему договору с фондом имущества и школой.

Другая группа выпускников решила организовать настоящий ринг для занятий единоборствами – дзюдо, тхэквондо, карате. Помещение они получили на тех же условиях, что их предшественники, так же инвестировали в его обустройство собственные средства и предоставили его в пользование местным жителям на льготных условиях.

Еще одна инициатива поступила со стороны школьников, которым захотелось иметь в школе свое кафе, открыть которое нам помогли родители с большим опытом в сфере организации общепита. Теперь это кафе успешно функционирует, туда приходят родители, местные жители, а ученики имеют возможность там работать и зарабатывать свои первые деньги.

У нас в Большом Исаково функционировали и библиотека, и детская школа искусств им. Дунаевского, спортивная школа, но все эти муниципальные объекты находились в аварийном состоянии. Для них также нашлось место на цокольном этаже нашей школы, а их доступность и открытость для местных жителей ничуть не уменьшились после переезда в новую локацию.

Так же открыты для посещения учениками из соседних школ наш бассейн и секция художественной гимнастики под руководством Анастасии Назаренко – олимпийской чемпионки 2012 года по художественной гимнастике в групповом многоборье.

Наша школа стала центром притяжения для всех находящихся рядом детских организаций.

Например, Детско-юношеский центр г. Гурьевска открыл на базе школы кружки мягкой игрушки и научного творчества для начальной школы.

Не забываем мы и о людях мудрого возраста, которые часто испытывают социальное одиночество, потребность в общении и творческой самореализации. Мы обеспечили им такую возможность, предоставив помещения для клуба «Голубка». Теперь нашим бабушкам и дедушкам есть где собраться в уютной комнате за чашкой чая, обсудить свои дела, спеть, поиграть на музыкальных инструментах, сшить костюмы для очередного праздника. Так, творчество наших бабушек и дедушек стало украшением наших школьных концертов и ярмарок.

А еще для тех, в ком не угасло стремление узнавать новое, у нас работает университет серебряного возраста, где можно овладеть навыками компьютерной и финансовой грамотности под руководством наших педагогов и школьников. Благодаря этому не прерывается связь поколений.

Для пап и мам наших учеников мы организовали родительскую гостиную, где специалисты делятся знаниями по возрастной психологии, по эффективному взаимодействию с подростками и их развитию.

Нередко в школе возникают какие-то проблемные ситуации, требующие срочного решения. С этой целью мы практикуем регулярные встречи с родителями в формате «Завтрак с директором», которые проходят по будням в 7.30 утра, за чашкой кофе или чая.

В период пандемии и самоизоляции мы организовали для родителей так называемую «Теплую линию» – пространство дистанционного общения и просто возможность поговорить по душам. Теперь мы планируем ее возобновить, потому что не у всех родителей есть время прийти в школу перед работой или после нее.

Но те, кто такое время находит, точно об этом не пожалеют, потому что некоторые классные руководители устраивают родительские собрания не в привычном формате, а в жанре квартирников, где папы и мамы не только обсуждают образовательные результаты своих детей, но и песни под гитару поют, и стихи читают, и делятся своими мыслями о воспитании детей в непринужденной обстановке.

Все перечисленные формы работы позволяют снять взаимные претензии – школы к родителям, родителей к школе, и открывают возможность слушать и слышать друг друга.

И все это можно было бы назвать идиллической картинкой, если бы не целый ряд внешних факторов, которые заставят школы в ближайшее время закрыть калитку на домофон, и вход для родителей будет ограничен. Вы скажете, что в крупных городах школы давно существуют за высоким забором, но этому примеру придется последовать и образовательным организациям, расположенным в малых городах и сельской местности. Таких неблагоприятных факторов, препятствующих открытости школы для местного сообщества, несколько:

  1. Появление относительно новых угроз: распространения наркотиков и психотропных веществ, скулшутинг, буллинг, рост террористической опасности;
  2. Распространение негативной информации в социальных сетях и СМИ;
  3. Снижение уровня доверия в обществе в целом, агрессивная, часто потребительская позиция родителей. Это явление усилилось во время пандемии ковид-19 и вынужденного дистанционного образования;
  4. Усиление полицейского давления: контрольные и надзорные органы часто ведут себя формально и агрессивно по отношению к школе;
  5. Недооценка со стороны учителей и администрации школ значимости взаимодействия с обществом, и нехватка опыта открытости.

Школа за высоким забором формирует культуру противостояния, недоверия, агрессии, взаимных претензий, а когда мы становимся ресурсом по отношению друг к другу, тогда возникает совсем другая атмосфера, которая положительно влияет на качество образования. Мы тратим энергию не на противостояние друг другу, а на развитие наших детей.

Как решить две, казалось бы, несовместимые задачи: обеспечить безопасность детей и сотрудничество с местным сообществом? Выход – в новых архитектурных решениях, которые позволяют создавать социокультурные центры на границе школьной территории. Это такое нейтральное пространство, открытое для местных жителей со стороны города или села, но допускающее вход на школьный участок через охрану и турникеты. В таких центрах открываются кафе, мастерские, кружки, спортивные секции, доступные для посещения жителей. Почему девелоперы готовы к дополнительным затратам на подобные проекты? Как новые архитектурные решения влияют на качество образования? На эти и другие вопросы мы ответим в наших следующих статьях.

Фотографии предоставлены Школой будущего


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube