В начале своей педагогической деятельности я сразу поняла, что у любого преподавателя есть два пути развития: быть «уроки дающим» или же придумывающим что-то новое. Каждое новое занятие с ребятами подтверждало мою мысль, что продуктивную работу не построишь на обычных методических пособиях, которые держат всех участников урока в каких-то рамках.
Чтобы научиться придумывать интересные задачи для ребят, мне пришлось сломать в себе классического предметника. В первую очередь, я поставила перед собой задачу – оживить свой предмет. На мой взгляд, урок должен соотноситься с жизнью ученика, а не отстраненно идти где-то рядом.
Не спорю, сделать это трудно, такая работа требует иной подготовки, а результаты часто могут быть не такими быстрыми, как требует система.
Здесь каждый педагог стоит на развилке, что выбрать: механическое освоение материала или глубинное восприятие предмета. За годы работы я определила для себя несколько педагогических лайфхаков.
Слушайте своих учеников
Кажется, что это такая простая истина, которая доступна каждому. Ведь все мы слушаем, что говорят дети на уроках. Но здесь уже вопрос в качестве: прослушать не означает услышать. Я стараюсь вникнуть в то, что действительно интересует детей, чтобы потом интегрировать новое знание в урочную деятельность. Например, изучая символику Александра Блока, можно поговорить и о подростковом символизме. Многие взрослые даже не догадываются, что одно сердце в телеграме может скрывать огромное количество детских смыслов, которые будут зависеть от формы и цвета.
Используйте возможности искусства в своей практике
Во время любого моего посещения выставки, музея или театра, я задаю себе один и тот же вопрос: «Что из увиденного я могу взять в работу с ребятами?» Ответы находятся сами собой.
Искусство – это огромный пласт идей, которые можно использовать в своей деятельности.
Например, месяц назад я восхищенно изучала окна РОСТА в Центре «Зотов». И уже сейчас готовлю материалы, чтобы мои одиннадцатиклассники смогли создать свои «окна» острой подростковой тематики. Так они не только изучат деятельность поэта, но и смогут сами попробовать себя в роли Владимира Владимировича.
Придумайте задачу, которая захватит ребенка
Дети умеют выполнять задания по представленному шаблону. Но интересно ли им это? В такие моменты мы теряем ребенка, его личный замысел, стираем потенциал. Если придумать задачу, которая будет выходить за привычные рамки и будет требовать от ученика иных усилий, тогда это станет импульсом для собственной деятельности. Например, завершая изучение футуризма, я предложила ребятам создать обложку для журнала, которые могли бы выпускать футуристы. Нужно было отразить собственное восприятие этого направления, придумать название и слоган. Результаты оказались невероятными. Некоторые из моих учеников пошли дальше и постарались придумать свои стихотворения. Таким образом, педагог, создавая импульсную задачу, помогает ученику увлечься предметом.
В последнее время я много работаю и с учителями и часто слышу от коллег: «Яне смогу ничего придумать, мне нужна схема». Но все меняется, когда мы начинаем искать предметность там, где она не очевидна на первый взгляд. И тут происходит настоящее педагогическое волшебство: учитель чувствует то самое «у меня получилось». Это ощущение и дает им заряд, который они несут потом на свои уроки.