Городское образование // Тема дня

«Учащийся город» как условие для счастливой жизни


«Учащийся город» как условие для счастливой жизни
Фото: yandex.ru

В советское время главной проблемой районов-новостроек было отсутствие транспортной доступности и элементарной инфраструктуры – магазинов, школ, поликлиник. В рыночную эпоху, по крайней мере в Москве, жителей таких районов стараются обеспечить не только квадратными метрами, но и необходимыми социальными объектами. Но, как выясняется, и этого уже недостаточно, поскольку потребности современных граждан растут, и им хочется организовать такую «среду обитания», которая была бы интересна, полезна и познавательна для них самих и их детей. О том, как можно реализовать такие запросы на практике, рассказала в своем выступлении на открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ доктор педагогических наук Елена Булин-Соколова. В настоящее время она возглавляет Образовательное бюро «Лёрнити».

Связанные одной целью

Место действия – Новомосковский административный округ столицы, который активно застраивается такими районами, как Прокшино, «Испанский квартал», «Скандинавия» и другие. Застройщик – холдинг «А101» – не просто возводит новые дома, но и проводит опросы жителей, покупающих квартиры в этих районах. В ходе исследований обнаружилось, что подавляющее большинство новоселов – 80% – семейные пары с детьми или без детей. В основном это молодые, прогрессивно мыслящие люди, открытые к общению, которые стремятся улучшить качество своей жизни. Главные ценности для них – семья и дети, комфорт и уют, безопасность, настрой на совместную деятельность с другими людьми, возможность интересно проводить досуг, не выезжая далеко.

Они уделяют много внимания развитию детей, посещают вместе с ними кружки, музеи, парки, занимаются спортом. Тем не менее родителей беспокоит то, что их дети проводят много времени в интернете и у них нет друзей во дворе.

Образованию все возрасты покорны

По словам Елены Булин-Соколовой, застройщик поставил перед собой глобальную задачу – обеспечить условия для счастливой жизни в новых районах за счет создания особой инфраструктуры и разнообразного социального пространства.

В качестве партнера был приглашен образовательный центр «Лёрнити», которому поручено формировать это пространство путем вовлечения жителей в различные проекты.

Центр осуществляет свою деятельность в разных направлениях, помогая организовать места для спортивных тренировок и двигательной активности, реализуя культурные проекты в сотворчестве с музыкантами, режиссерами, актерами. И все же в приоритете – образовательная деятельность с акцентом на программы неформального обучения.

«Оказывается, для людей важен не диплом, а возможность узнавать новое и выбирать, чем им хочется заниматься. Это касается и детей, и взрослых. Часто это разновозрастные команды, члены которых учатся друг у друга, сообща реализуют проекты», – отметила Булин-Соколова.

Принимается во внимание возраст участников. Для дошкольников, которых большинство, проводятся различные мастерские по рукоделию и конструированию, по развитию воображения и творческих способностей. Часто локациями для таких занятий становятся не только специально оборудованные помещения, но и детские площадки, где ребятам предлагается построить что-то своими руками с помощью родителей. Там же проходят дворовые игры и соревнования.

Не остаются без внимания и подростки – для них организуются стажировки по профориентации, программы по гейм-дизайну, открываются лаборатории для любителей естественных наук и клубы по интересам. Сейчас для ребят строится скейт-парк, планируется большой подростковый фестиваль. Большинство занятий бесплатные, но платные предлагаются по доступной цене благодаря скидкам и компенсациям от застройщика.

Просветительской работе с родителями тоже уделяется много внимания – это и онлайн-курсы, и общий чат, в котором они получают ответы на свои вопросы; тренинги, на которых учат правильно выстраивать общение с детьми; детско-родительские программы с психологическим сопровождением и дальнейшей рефлексией.

Есть события, которые объединяют практически всех жителей новых кварталов – это совместные праздники и фестивали. Недавний был посвящен Масленице, которая запомнилась не только блинами, но и мастер-классами, семинарами и концертами с участием самих жителей.

Вообще, главная задача «Лёрнити» – максимально вовлечь людей в разные виды полезной деятельности, чтобы со временем они сами, по собственной инициативе, воплощали в жизнь свои замыслы. Поскольку семьи заинтересованы в общении и в обмене опытом, они собираются и без модераторов – так возникла «Родительская беседка» для неформального общения.

В ближайшем будущем планируются также программы для детей с особенностями развития и пенсионеров.

Новые игроки на образовательном поле

Конечно, образовательный центр «Лёрнити» осуществляет свои проекты не в одиночку, а в сотрудничестве с представителями бизнеса, библиотеками, НКО и фондами. Есть договоренность с Музеем Москвы и Музеем ГУЛАГа о совместных программах для подростков. И, конечно, главными партнерами становятся школы, расположенные в новых кварталах, с которыми составляется совместный календарь событий.

В свое время была популярна концепция школы как социокультурного центра микрорайона, но сейчас, по мнению Елены Булин-Соколовой, эта задача не столь приоритетна и актуальна для образовательных организаций, и зачастую они не очень ясно видят свою роль в социуме.

«Школа действительно может и должна быть центром очень многих процессов, о которых идёт речь, – убеждена Анна Бляхман, директор филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. – Когда мы работаем с командами школ и муниципалитетов, прорабатывая стратегии развития, мы ровно об этом с ними и говорим. О том, какое место на территории занимает школа, как она может влиять на разные сообщества, которые на этой территории возникают, и какие механизмы вовлечения и формирования этих сообществ есть у школы. Зачастую коллеги даже не видят и не понимают, насколько огромное количество проблем, в том числе и для педагогов, разрешается, как только они начинают вовлекаться в жизнь территории, и какое облегчение возникает у родителей и у детей, и в целом у жителей этой территории, когда школа становится таким интеллектуальным хабом развития того или иного района».

Как заметил директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, «мы уже 30 лет обсуждаем школу как социокультурный центр территории, а опыт построения “учащегося города” в Прокшино – это пример появления нового субъекта образовательной политики, выращенного из местного сообщества без участия федеральной или региональной вертикали».

И это уникальный опыт не только для Москвы, но для страны в целом, который, по мнению Сергея Косарецкого, требует серьезного изучения.

О возрождении дворовой культуры и воспроизводстве традиций

Доцент Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов считает, что в проектах «Лёрнити» на новом уровне возрождается культура московского двора. В то же время он обратил внимание на различия в реализации таких проектов в зависимости от того, жителям каких территорий они адресованы – города или села. Один из вопросов заключается в том, как найти эту общность интересов во избежание явных или неявных конфликтов при сохранении ценности разнообразия.

Второй вопрос, не менее важный – станут ли частью повседневного уклада те инициативы, которые предлагаются командой организаторов, и будут ли они воспроизводиться в дальнейшем самими жителями без участия и поддержки этой команды. Ведь социальный ландшафт сегодня быстро меняется: со временем жители продают свои квартиры, переезжая в другие места, им на смену приходят другие люди, не знакомые с традициями этого района. По мнению Алексея Обухова, ответы на эти вопросы могут дать лонгитюдные (длительные) исследования, для которых в этом случае открывается большое и малоосвоенное поле.

На самом деле такие исследования уже проводятся. Об этом рассказал сотрудник факультета городского регионального развития Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Кирилл Пузанов.

«Мы изначально входили в это исследование, думая найти какие-то пространства, которые будут развивать человека, мотивируя его к учению. Но в итоге мы поняли, что на самом деле развитие – это функция любого пространства. И в этом смысле это такой обоюдоострый меч, потому что вместе с городом мы можем как развиваться, так и деградировать. Поэтому, как бы прекрасен ни был пример Прокшина, важно помнить, что вокруг есть ещё другие районы, которые тоже важно осваивать в культурном и образовательном смысле», – отметил он в своем выступлении.

По прогнозам Кирилла Пузанова, «в обозримом будущем выбор покупателей будет не в пользу инфраструктуры района, а уже в пользу сообщества, которое его населяет, в пользу тех ценностей, которые здесь доминируют».

«И это главная мотивация к включению как в жизнь района, так и к переезду. Если мне не нравится то сообщество, которое населяет этот район, то я из него бегу», – констатировал ученый.

Преодоление образовательного неравенства и путь к нешколам

Завершая обсуждение, Елена Булин–Соколова подтвердила тезис о том, что «ценностная близость» является ключевой для той целевой аудитории, с которой работает «Лёрнити».

«Сейчас активно продается жилье там, где есть люди, с которыми хочется рядом жить, чтобы дети вместе играли и учились», – отметила она.

Например, сейчас у жителей Прокшина возник запрос на открытие нешколы (особый вид семейной школы), в которой была бы яркая, насыщенная жизнь. Запрос не случайный с учетом того, что в Москве 40% родителей недовольны школьным образованием.

Участники дискуссии пришли к выводу о том, что образование может успешно развиваться не только в тех районах, где проживают академики или представители номенклатуры, как это принято было думать раньше, но и в спальных кварталах, населенных обычными людьми, объединенными общими интересами. Прежде всего считающих развитие и образование своих детей главной задачей. Так постепенно нивелируется образовательное неравенство и разделение школ на элитные, располагающиеся в престижных центральных районах, и школы на окраинах, которые перестают ассоциироваться с социально неблагополучным контингентом.

Кроме того, школа как таковая перестает быть доминирующим игроком на образовательном поле, в это пространство приходят новые участники – сообщества инициативных, активных, неравнодушных родителей, ставящих во главу угла развитие своих детей. И для этого есть много разнообразных возможностей вне школы, в том числе городская среда, которая становится важным условием для счастливой жизни.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube