Федеральный проект «Профессионалитет» стал одной из инициатив в области социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Его основная задача – создать образовательно-производственные центры (кластеры) на основе партнерства колледжей и организаций реального сектора экономики. С момента старта в 2022 году по настоящее время в рамках «Профессионалитета» действует 379 образовательно-производственных кластеров в 79 регионах, в колледжах проекта обучается более 1 млн студентов. До 2028 года для ведущих отраслей экономики должно быть подготовлено не менее 1 миллиона специалистов и квалифицированных рабочих кадров. Участники проекта осваивают специальность за 2–3 года, в отличие от 3–4 лет, предусмотренных стандартной программой СПО. Особое внимание уделяется практической подготовке, что позволяет выпускникам «Профессионалитета» быстрее адаптироваться на предприятии, а работодателям – закрыть имеющиеся вакансии. И это далеко не все преимущества новой системы подготовки кадров. О том, что дает проект студентам и выпускникам колледжей, самой системе СПО, работодателям, экономике в целом, рассказали его участники и организаторы на пресс-конференции, состоявшейся 13 ноября в пресс– центре МИА «Россия сегодня».
Абитуриентам – карьерные карты, выпускникам – быстрый вход в профессию, преподавателям – повышение квалификации
Проректор Института развития профессионального образования Даниил Суханов считает, что преимущества проекта «Профессионалитет» очевидны для всех его участников. Так, абитуриенты, выбирающие колледж, уже на стадии поступления получают так называемую карьерную карту, которая позволяет им сделать предварительные прогнозы о том, какую должность они могут занять по окончании своего обучения и на какую заработную плату рассчитывать в ближайшей перспективе. Карьерные карты готовятся в сотрудничестве с предприятиями и работодателями, поэтому имеют максимальную объективность, подчеркнул Даниил Суханов. Кроме того, образовательный процесс в колледжах максимально адаптирован под потребности работодателя с учётом специфики конкретной отрасли экономики. Представители предприятий и бизнеса не только участвуют в создании учебных программ, но и в оснащении колледжей.
«Это говорит о том, что выпускник после обучения в колледже быстро адаптируется к работе на предприятии: оборудование, которое там находится, ему знакомо, кроме того, в период обучения ребята проходят обязательную производственную практику на протяжении всех лет обучения», – рассказал Даниил Суханов.
В ближайшем будущем в рамках проекта «Профессионалитет» планируется особое внимание уделить вопросам повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения.
К 2024 году обучение прошли уже более 30 тысяч человек, и для масштабирования такой практики ведётся работа по созданию федеральных технопарков профессионального образования.
Преподаватель мехатроники и робототехники Раменского колледжа Максим Широков рассказал, что партнерство колледжа с опорными предприятиями города позволило открыть на его базе учебно-производственный комплекс (УПК), оснастить современным оборудованием 7 лабораторий и обучить преподавателей новым технологиям. Теперь у студентов появилась возможность проходить практику не только на заводах, но и на базе УПК при колледже, выполнять конкретные заказы от предприятий и компаний за определенную плату и благодаря этим факторам осуществить успешный переход выпускников на предприятие.
Студент Сергиево-Посадского колледжа Иван Сафронов считает, что наличие базы для прохождения практики и возможность трудоустройства на предприятии не только после выпуска, но и во время учебы– важные преимущества проекта «Профессионалитет» для студентов. В этом он убедился на собственном опыте, получив работу на Загорском трубном заводе – главном стратегическом партнёре колледжа, где он обучается на третьем курсе. Кстати, Иван Сафронов работает по индивидуальному графику, позволяющему совмещать учебу с работой.
Для экономики – решение кадрового вопроса, для СПО – дополнительные инвестиции
Советник генерального директора управляющей компании «Уральская сталь» Вадим Ковалев рассказал о том, что синергия от объединения в кластеры колледжей и предприятий уже дает свой эффект, обеспечивая обмен практиками и технологиями среди представителей отрасли.
«Профессионалитет сегодня – это палочка-выручалочка для российского бизнеса, все крупнейшие работодатели, которые сейчас участвуют в этом проекте, сталкиваются с огромной конкуренцией, потому что благодаря этому решается проблема острого дефицита кадров. И в этом смысле профессионалитет сделал невероятное: он буквально перезагрузил систему среднего профессионального образования, создав возможность для выпускников девятых классов скорее стать самостоятельными, зарабатывать серьёзные деньги и помогать своим близким», – рассказал Вадим Ковалев в своем выступлении. Он отметил, что система профессионалитета повышает вовлеченность студентов в производство и, соответственно, сокращает текучку среди молодых специалистов.
Важным результатом проекта «Профессионалитет» стало привлечение внебюджетного финансирования в СПО: за три года реализации проекта его партнерами стало 2000 предприятий, и суммарный объем их инвестиций за этот период составил порядка 6 млрд рублей. Об этом рассказала в своем выступлении директор Департамента государственной политики в сфере СПО и профессионального обучения Минпросвещения России Маргарита Скворцова. Она отметила, что плановый показатель трудоустройства выпускников профессионалитета 2024 года по полученным специальностям должен составить 85%. Это касается не только промышленной отрасли, но также системы образования и здравоохранения, которые не менее остро нуждается в кадрах, и колледжи этой сферы уже вошли в проект.
На сегодняшний день «Профессионалитет» охватывает все 24 отрасли экономики. К 2030 году в проект войдут все российские колледжи, за исключением частных и ведомственных.
Маргарита Скворцова напомнила, что Президентом Российской Федерации была поставлена задача по подготовке к 2028 году не менее 1 миллиона специалистов и квалифицированных рабочих для ключевых отраслей экономики, при этом она сообщила, что «уже сейчас, с учетом текущей динамики поступлений в колледжи, мы видим, что эта задача будет не просто выполнена, но и перевыполнена на 30%».
«В связи с этим Министерство просвещения ставит перед собой еще более амбициозную задачу по подготовке не менее 2 миллионов специалистов для ключевых отраслей экономики к 2030 году с приоритетом по техническим направлениям», – заявила в своем выступлении Маргарита Скворцова.
С 2025 года федеральный проект «Профессионалитет» ждут серьезные изменения: он будет включен в национальный проект «Молодежь и дети» и дополнен мероприятиями по профессиональной ориентации школьников. Кроме того, со следующего года запускается программа капитального ремонта учебных корпусов и общежитий колледжей. Средства на эти цели уже заложены в федеральном бюджете на 2025–2027 годы.