В ближайшее время федеральный проект «Профессионалитет» охватит все колледжи, кроме частных и ведомственных.
Связь среднего профобразования с реальной экономикой, подготовка квалифицированных рабочих и специалистов под запрос конкретных предприятий, максимальная адаптация выпускников колледжей к работе по специальности – эти преимущества новой системы подготовки квалифицированных специалистов очевидны, но есть и риски, о которых мы попросили рассказать профессора НИУ ВШЭ Ирину Абанкину.
– Сейчас профессионалитет распространился практически на все регионы, за исключением вновь присоединенных территорий. В самое ближайшее время он будет доступен для всех субъектов РФ. В колледжах профессионалитета обучают по интенсивным программам, которые создаются вместе с работодателями под очень конкретные рабочие места.
Несмотря на очевидные преимущества проекта, я вижу в нем три основных риска.
Во-первых, это возраст «входа» в систему профессионалитета, куда поступают выпускники 9-х классов, и в большинстве своем это 15-летние ребята. К моменту окончания трехлетнего обучения не все из них достигают 18-летнего возраста. При этом нельзя не учитывать тот факт, что отдельные должности в сфере транспорта и других отраслях промышленности в соответствии не только с российскими, но и с международными нормами труда, вправе занимать только люди старше 18 лет, то есть достигшие совершеннолетия. Эти возрастные ограничения введены не случайно, потому что многие специальности требуют не только профессиональных навыков, но и гражданской зрелости и ответственности, и никакая международная организация труда не поддержит снижение возраста для целого ряда профессий. Поэтому заключить полноценный трудовой договор с несовершеннолетним нельзя.
Во-вторых, это отсрочки от армии для выпускников колледжей. Министерство просвещения прикладывало немало усилий для того, чтобы выпускники колледжей до наступления призывного возраста могли бы какое-то время отработать на предприятии, закрепить свои навыки, повысить квалификацию. Тогда бы и система СПО, и работодатели получили отдачу от своих вложений в подготовку специалистов. Конечно, в системе профессионалитета обучается немало девушек, но все же на эту программу ориентировано очень много молодых людей. И возникает вопрос: куда после армии вернется отслуживший выпускник колледжа? Будет ли он продолжать службу по контракту или найдет себе другое место работы? Ведь никакими договорными обязательствами с предприятием, на котором он трудился по специальности до армии, он не связан. И пока грамотных компромиссов для решения этой проблемы я не вижу.
В-третьих, есть опасение, что среднее профессиональное образование вытеснит высшее, а на выпускников 9-х классов будут оказывать давление, чтобы они выбрали колледж. Уже по итогам нынешнего года более 60% выпускников школ поступили в учреждения СПО. На протяжении последних пяти лет мы наблюдаем растущие конкурсы в колледжи, в том числе по программам профессионалитета, и доля платного образования в системе СПО превышает 30%. В этом году впервые выпуск из колледжей превысил выпуск из университетов.
Да, остается очень серьезная когорта, ориентированная именно на академическую школу и продолжение образования в университетах, причем сильных университетах, однако семьи все чаще выбирают более короткие программы обучения с сокращением общешкольной подготовки и акцентом на практическое освоение профессии. С учетом дефицита кадров во многих отраслях экономики такая стратегия представляется вполне оправданной и соответствующей текущему моменту и ближайшем перспективе.
Ключевое преимущество проекта «Профессионалитет» – это, конечно, реальная связь с рынком труда, с конкретными работодателями, с ориентацией на заполнение вакансий, а не просто на подготовку и обучение.
Проблема кадрового дефицита (а он достигает 7 млн вакансий в разных отраслях экономики) решается и в рамках международного сотрудничества России со странами БРИКС. В ближайшее время планируется пригласить около 100 тысяч работников из Индии, подготовка которых будет вестись в условиях совместного российско-индийского проекта с целью изучения иностранными рабочими русского языка и получения ими необходимого уровня квалификации. Если эта программа окажется успешной, есть смысл ее предлагать и в другие страны с избыточной рабочей силой, регулируя трудовую миграцию и обеспечивая ее качество.
В то же время я считаю, что, несмотря на дефициты рынка труда, нельзя допускать перегибы даже в таком полезном начинании, как федеральный проект «Профессионалитет», здесь нельзя действовать методами принуждения, оказывая давление на выбор выпускников. Тем более что большинство из них самостоятельно и осознанно отдает предпочтение колледжам.