Учителя // Тема дня

Педагогический фриланс как новый феномен и альтернатива школьной работе

На днях в Институте образования НИУ ВШЭ прошел открытый семинар на тему: «В балансе жизни и труда: как учителю сохранить удовлетворенность рабочим графиком?»

Педагогический фриланс как новый феномен и альтернатива школьной работе
Иллюстрация: stylishbag.ru

Предыдущие исследования ученых НИУ ВШЭ (Татьяны Мерцаловой, Ирины Абанкиной и других) показали, что современные педагоги с точки зрения условий труда являются одной из наиболее уязвимых и незащищенных профессиональных групп. Невысокий уровень доходов в формальном секторе образования сочетается с колоссальной аудиторной и внеаудиторной нагрузкой, к которой добавляется бюрократическая отчетность, внеклассные мероприятия и другие неоплачиваемые виды деятельности. Чтобы увеличить свои доходы, педагоги вынуждены зарабатывать «на стороне», совмещая работу в школе с репетиторством и уроками на онлайн-платформах. В таких условиях у педагогов неизбежно возникает недовольство собой из-за дефицита времени, энергии и необходимости сочетания несочетаемого – разных трудовых функций с семейными обязанностями и личной жизнью.

Семья, доходы, нагрузка: что приводит к дисбалансу?

Исследование провели специалисты НИУ ВШЭ: Кирилл Зиньковский, Ирина Абанкина и Юлия Белова.

В целевую выборку вошли 447 человек, средний возраст которых составил 37,8 лет. Больше половины из них и преподают в школе, и ведут частные уроки, 46% полностью переключились на репетиторство.

Эксперты обозначили несколько факторов, положительно или отрицательно влияющих на минимизацию дисбаланса между работой учителя и его жизнью за пределами школы. В числе этих факторов: уровень дохода; объем нагрузки в школе и вне ее; возраст; наличие семьи и детей; гендерные различия.

Не все гипотезы ученых подтвердились или подтвердились только частично.

Например, частично подтвердился прогноз о том, что, чем выше самооценка респондентом своего благосостояния, тем ниже его неудовлетворенность своей работой и жизнью.

В то же время в ходе исследования выяснилось, что на удовлетворенность педагогов своим трудом не оказывают значимого влияния такие факторы, как возраст и наличие детей, но зато особое значение здесь приобретают гендерные различия. Так, оправдались ожидания ученых по поводу того, что женщины больше, чем представители сильного пола, переживают из-за невозможности (или трудностей) сочетать работу и подработки с заботой о детях. И это понятно: как правило, на матерей ложится основная ответственность за воспитание детей, за быт, поэтому и семейных обязанностей у них значительно больше, чем у мужчин.

Наконец, главное: первоначально предполагалось, что увеличение нагрузки (выше средней по выборке) должно повышать неудовлетворенность рабочим графиком. Но по итогам исследования оказалось, что эта гипотеза верна только по отношению к школьной занятости, а репетиторская нагрузка и уроки на онлайн-платформе не влияют на переживания учителей из-за «ролевого конфликта».

Почему так происходит, разбирались участники дискуссии.

Не в школе счастье?

По мнению профессора Института образования НИУ ВШЭ Кирилла Зиньковского, это объясняется тем, что «работа репетитором в любых форматах позволяет компенсировать явно заниженную оплату труда в школе, обеспечить ресурсы для жизни за счёт своей квалификации и опыта».

«Проблема заключается в том, что педагоги не получают адекватную оплату за свой труд», – убеждена заслуженный профессор Ирина Абанкина. Для сравнения она привела конкретные цифры: один час учительского труда стоит 312 рублей, что сопоставимо с оплатой труда специалиста среднего уровня квалификации. В то же время педагоги относятся к категории специалистов высшего уровня квалификации и очень сильно отстают по доходам от своих коллег из других отраслей. Например, стоимость рабочего часа научных сотрудников составляет 442 рубля, врачей – 449 рублей.

«То, что мы не оплачиваем квалификацию педагогов – это катастрофический провал, – считает Ирина Абанкина. – Поэтому увеличение школьной нагрузки не приводит к повышению благосостояния учителей и не мотивирует их больше и лучше трудиться по основному месту работы.

В своих предыдущих исследованиях мы пришли к выводу о том, что те учителя, которые связывают своё профессиональное развитие и материальное благополучие исключительно со школой, оказываются в проигрышной ситуации.

И сейчас для нас этот вывод ещё дополнен тем, что всё, что выносится за пределы школы в пространство выбора и самоорганизации, позволяет компенсировать те самые риски неудовлетворённости».

Эту позицию поддержала доцент Института информационных бизнес-систем НИТУ МИСИС Людмила Жукова. По ее словам, «доходы за репетиторство – мощная часть оплаты труда», «за репетиторство учитель может заработать одну или две своих зарплаты в школе».

Она подчеркнула, что с 2019 по 2023 годы, согласно данным Росстата, зарплата педагогов существенно выросла. Однако, если пересчитать зарплату в зависимости от темпа инфляции, то окажется, что реальные доходы педагогов не то что не увеличилась, а даже снизились. Отсюда – неудовлетворенность своей работой, степень которой зависит еще и от региональной дифференциации. Например, зарплаты педагогов в Кировском физико-математическом лицее и знаменитой московской «Второй школе» сильно отличаются, но и там, и там готовят примерно одинаковое число победителей международных олимпиад.

Не случайно участники дискуссии говорили о необходимости учета в будущих исследованиях региональных и других контекстных характеристик, связанных с особенностями рынка труда и мобильностью учителей в различных субъектах РФ.

Легкий хлеб?

Свои выводы из представленного исследования сделала и замдиректора Департамента образования и науки г. Москвы (ДОНМ) Наталия Киселева: по ее мнению, риски неудовлетворенности работой в школе связаны не только с финансовыми причинами, но и с особенностями организации школьной жизни. В частности, это работа в жесткой классно-урочной системе с большим количеством детей и контроль со стороны вышестоящих органов. Всех этих ограничений и трудностей нет в работе репетиторов.

«Их труд в большей степени оценивается со стороны ученика и его родителей, и карательные санкции за результаты этой работы не предусмотрены. Такой вид деятельности зачастую легче и с точки зрения подготовки, и в плане эмоциональной нагрузки, и приносит больше удовлетворения, чем зарегламентированная школьная работа», – считает Наталья Киселева.

Однако не все считают репетиторство легким хлебом.

«Мониторинг экономики образования показывает, что репетиторство – это никакое не удовольствие, а вынужденная нагрузка, которая ложится на учителей сверх основной школьной. Они это делают для того, чтобы выжить», – считает ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Сергей Заир-Бек.

В каком направлении двигаться?

Авторы исследования, возможно, выявили новый феномен педагогической деятельности – педагогический фриланс, к которому стремятся в основном представители молодого поколения. Напомним, возраст участников социологического опроса – около 38 лет, значительная часть из них параллельно со школой работает на онлайн-платформах, что не очень характерно для учителей старшего возраста, зачастую не обладающих высоким уровнем цифровой грамотности. Поэтому не стоит распространять эту тенденцию на весь учительский корпус, но вполне можно отметить: у педагогов есть альтернативы и в педагогической деятельности, и вне ее.

Большое количество учительских вакансий за пределами Москвы свидетельствует о том, что педагоги зачастую выбирают другие стратегии на рынке труда, и стимулировать их работать в школе – задача не из легких.

Какой выход из этой ситуации видят эксперты?

Людмила Жукова: «Минимизировать региональную дифференциацию в оплате труда учителей. Равное вознаграждение за равный труд».

Ирина Абанкина: «Прежде всего начать платить учителю в соответствии с его квалификационной группой и определить, какие виды деятельности будут включены в заработную плату. Это еще предстоит обсудить, но уже сейчас ясно, что следует учитывать не только аудиторную нагрузку, но и весь комплекс воспитательной работы, подготовку к урокам, новые педагогические технологии, работу с родителями».

Наталия Киселева: «Задача школьной администрации – показать учителю траекторию формирования его бюджета внутри образовательной организации за счет дополнительных функций (методическая, проектная деятельность, кружки и так далее) и вместе с педагогом оценить, насколько это энергозатратно и сколько времени будет оставаться на саморазвитие, семью, спорт, в целом на личную жизнь. Вполне возможно, что выбор будет сделан в пользу школьных заработков, а не репетиторства».

Материалы по теме:


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube