Учителя // Тема дня

Почему учителя уходят из школы?


Почему учителя уходят из школы?
Фото: linkis.com

13,5% педагогов признались, что в профессии учителя их ничего не привлекает, 80% учителей не видят перспектив карьерного роста, 60% учителей говорят, что работать в школе становится все сложнее.

Очередной экспертный семинар Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС был посвящен обсуждению темы: «Соответствие объемов подготовки педагогических кадров потребностям региональных систем образования – состояние и парадоксы».

Кадровый голод на фоне избыточной подготовки

Результаты исследования, представленного в докладе старшего преподавателя кафедры менеджмента и государственного управления Дальневосточного института управления РАНХиГС Татьяны Блиновой, показывают, что подготовка педагогических работников практически во всех федеральных округах может характеризоваться как избыточная, и лишь в Северо-Западном макрорегионе она сопоставима с кадровыми потребностями. Для Приморского края и Республики Бурятия, напротив, характерен недостаток. А на уровне субъектов федерации это соотношение может быть разным. Это определяется прежде всего сложившимся территориальным размещением организаций высшего и среднего профессионального образования, ведущих подготовку педагогических кадров. Примером такой неравномерности может служить Дальневосточный федеральный округ, где почти 20% всех готовящихся педагогов приходится на Республику Саха–Якутия, 19% – на Хабаровский край, 16% – на Амурскую область, 14% – на Забайкальский край, 31% – на остальные семь регионов.

В целом по стране подготовка педагогов осуществляется в пределах 9,25% от общего объёма подготовки в системе высшего и среднего профессионального образования.

Доля педагогических кадров, занятых в сфере образования, составляет 5,5% от общей численности занятых в стране. То есть число подготовленных педагогов почти вдвое превышает число трудоустроенных по полученной специальности, но выводы об избытке педагогов делать преждевременно, потому что дальше начинаются парадоксы и нестыковки.

«Отчётные данные Министерства просвещения о численности педагогических кадров в общем образовании и среднем профессиональном образовании, а также различные социологические исследования показывают, что в региональных системах образования имеется дефицит педагогических работников. Налицо противоречие. С одной стороны, готовим больше, чем требуется. С другой стороны, кадров не хватает», – отметила Татьяна Блинова.

А причина в том, что число вакансий в школах и колледжах превышает количество желающих их заполнить.

Такая ситуация наблюдается в 80% регионов!

Опасный дисбаланс

Из этого следует вывод, что проблема обеспеченности педагогическими кадрами организаций общего и среднего профессионального образования лежит не столько в системе их подготовки, сколько в плоскости закрепления в образовательных организациях.

Особенно хорошо это видно на примере Дальневосточного федерального округа (ДФО), где в шести из 11 субъектов количество выбывших педагогов превышает число поступивших на работу в школы. И если в Чукотском автономном округе эта разница составляет всего два человека, то в Приморском крае – 85 человек, в Забайкальском крае – 289.

В системе СПО эта разница не столь существенна и отмечается только в четырех регионах ДФО.

А в остальных регионах численность принятых на работу в школы и колледжи хоть и превышает численность уволенных, но размер этого превышения столь незначительный, что не позволяет покрыть вакансии, имеющиеся на сегодняшний день.

«Получается, что во многих регионах за счёт оттока педагогических кадров создаётся их искусственный дефицит. Государство и субъекты федерации тратят деньги на подготовку педагогов, которые работают в других отраслях не по специальности», – констатировала Татьяна Блинова.

Подтверждением этих слов служат данные о трудоустройстве выпускников, получивших педагогическое образование. Так, по данным мониторинга 2021 года, лишь 62% выпускников, окончивших вузы по педагогическим направлениям подготовки, работают в сфере образования. В системе подготовки специалистов среднего звена этот показатель ненамного выше – 76,5%.

Кадровый дефицит отмечают многие учителя, причем нарастает он год от года. Например, если в 2021 году о существенном дефиците говорили только 4,8% респондентов, то в 2022-м – уже около 11%. Это средний показатель, который различается для города и для села – во втором случае он достигает 18%. Правда, и текучка кадров в сельских школах меньше (на это указали 15% опрошенных), 25% городских учителей отметили обновление штатного состава.

Эти цифры прозвучали в докладе ведущего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС Алексея Тищенко «Условия труда учителей и их профессиональные планы». После приведенных им данных стало понятно, почему учителя не задерживаются в школе на длительный срок.

Нагрузки на пределе возможного

Начиная с 2016 года, численность школьников возросла на 16,6%, в то время как учителей стало больше только на 0,5%. С 2020 года наблюдается даже некоторое сокращение школьных педагогов. В связи с этим происходит увеличение наполняемости класса (от 25 до 30 детей, а то и больше в городских школах), а объем учебной нагрузки находится на предельно высоком уровне: по данным прошлого года, 24–29 уроков в неделю (при нормативе 18 часов) вели 22% педагогов, 30 часов и более – 26%. Эти факторы препятствуют закреплению учителей в школах.

Наиболее существенно, начиная с 2016 года, сокращалась доля учителей в возрасте 25–29 лет, но при этом доля учителей моложе 25 лет возрастала.

Это говорит о том, что те выпускники педвузов, которые доходят до школы, работают там недолго, а потом уходят на рынок труда в поисках лучшей доли. Поэтому, по мнению Алексея Тищенко, целевая подготовка с последующей обязательной отработкой по специальности в этих условиях оказывается неэффективной. Во-первых, вынужденное нахождение учителя в школе не лучшим образом скажется на качестве его преподавания, во-вторых, «оттрубив» положенный срок, он все равно уйдёт из школы. На вопрос о том, что бы помогло сохранить молодые кадры в школе, 42% респондентов указали на решение жилищной проблемы, 31% – на дополнительные выплаты, 16% – на создание условий работы, 8% – на возможности для развития карьеры. И почему-то никто не сказал о призвании как о главном мотиве остаться в профессии. Насколько велико число тех педагогов, которые работают по призванию? И что привлекает учителей в их профессии?

Тревожные сигналы

По результатам исследований, проведенных ЦЭНО РАНХиГС с 2020 по 2022 годы, наибольшее число респондентов – 43,5% – отметили, что профессия учителя им интересна, около 39% указали на удобный режим работы, порядка 36% констатировали, что работу по этой специальности найти достаточно просто и мало рисков ее потерять. Совсем немного опрошенных – 8,7% – в числе главного мотива выделили относительно высокий престиж профессии, 5,4% – относительно высокую заработную плату (в основном это учителя сельских школ). 13,5% признались, что в профессии учителя их ничего не привлекает, и этот показатель – довольно тревожный сигнал, и, к сожалению, не единственный. Стоит задуматься и над тем, что 80% учителей не видят перспектив карьерного роста. По мнению Алексея Тищенко, этот фактор особенно негативно воспринимается молодыми учителями, которые желают попробовать себя в разных сферах деятельности, на разных должностях, и отсутствие «движения вверх» их не вдохновляет. Впрочем, как и уровень заработной платы.

Уровень заработной платы: первые с конца

Хотя в последние годы увеличилась доля учителей, которых полностью устраивает заработная плата (8,8% в 2022 году против 4,2% в 2020-м), число тех, кого не удовлетворяет размер вознаграждения за их труд, остается высоким – 46% по данным 2022 года, что на 5% больше по сравнению с 2021-м.

Интересна оценка педагогами системы распределения стимулирующих выплат: практически половина учителей – 47,1% – считают ее вполне справедливой, не согласны с этим мнением около 20% опрошенных, а 33% вообще затруднились с ответом на этот вопрос, что, наверное, нуждается в дополнительном анализе.

22% участников анкетирования не ждут справедливости от изменения оплаты труда. В то же время больше половины учителей все же возлагают надежды на то, что с повышением заработной платы увеличится приток молодых специалистов в школы и педагогический коллектив станет более стабильным.

Татьяна Блинова считает низкий уровень зарплаты учителей главной причиной их ухода из профессии. Данные федеральной службы государственной статистики свидетельствуют, что в среднем по стране зарплаты учителей составляют всего 78,3% от средней заработной платы всей категории работников. Зарплата в образовательных организациях среднего профессионального образования – 82,4%. Наиболее низкие значения этих показателей – в Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральном округах. Относительно низкий размер заработной платы в сфере образования отмечается и в результатах мониторинга трудоустройства выпускников с высшим образованием за 2021 год. Так, средняя заработная плата освоивших программы бакалавриата и специалитета в области педагогики составляет 42,2 тысячи рублей, программ магистратуры – 53,2 тысячи рублей. Это второе место с конца списка, включающего 11 направлений подготовки специалистов с высшим образованием. От педагогов отстают только работники сельского хозяйства, а самые большие вознаграждения за свой труд получают выпускники с математическим и IT-образованием: бакалавры – 102 тысячи рублей, магистры – около 124 тысяч.

В поисках лучшей доли

Но какую бы зарплату ни получали учителя, дополнительную работу они ищут вне зависимости от её размера. Чем ниже их зарплата, тем чаще они ищут дополнительную работу вне сферы образования. Все больше педагогов хотят поменять сферу деятельности и найти более оплачиваемую работу, а число сомневающихся в том, что сделать это трудно, за последние три года сократилось с 40% до 32%.

Алексей Тищенко связывает это с оживлением рынка труда после выхода из пандемии, что сильно сказывается на дефиците педагогических кадров. Кроме того, за последние годы увеличилась и доля учителей, которые хотят уйти на пенсию: с 25,5% в 2020 году до более 30% в 2022-м.

Наконец, самый настораживающий фактор: 60% учителей говорят, что им стало сложнее работать в школе – в основном из-за увеличения объёма отчётности, организационной работы, а уровень заработной платы примерно сохраняется на прежнем уровне, в то время как возможности для трудоустройства в других сферах повысились.

Соответственно, всё это формирует дефицит кадров.

Вывод ученых неутешителен, но вполне закономерен: если уровень заработной платы будет снижаться, то специалисты с педагогическим образованием вообще не будут ориентироваться на сферу образования и уходить из нее.

Нет дороги – иди в педагоги?

После докладов состоялось их обсуждение. Участники дискуссии искали ответ на вопрос, почему выпускники педвузов не идут работать по специальности.

По мнению заместителя директора по науке ЦЭНО РАНХиГС Елены Полушкиной, одна из главных причин – понижение престижа учительской профессии и неуважительное отношение родителей к педагогам, которое передается детям. Молодых специалистов это отталкивает, и они стремятся найти работу в другой сфере деятельности. В то же время Елена Полушкина обратила внимание на неравномерность подготовки и распределения педагогических кадров. Часто, получив образование в своем регионе, выпускники педвузов уезжают в Москву и другие субъекты РФ, где выше зарплата, оставляя таким образом большое число незаполненных вакансий в школах своей малой родины.

Еще одна серьезная проблема, затронутая во время обсуждения – это уровень подготовки абитуриентов, поступающих в педвузы. Участники дискуссии констатировали, что на сегодняшний день в педобразование идут те, кто не может поступить в вузы на специальности с высокими конкурсами и высокими баллами ЕГЭ. Что же касается педагогических специальностей, то часто туда принимают абитуриентов с очень низкими баллами, то есть откровенных троечников.

Долой рутину, да здравствует творчество!

Эксперты не могли обойти вниманием цифру, прозвучавшую в выступлении Алексея Тищенко: 60% учителей отметили, что работать в школе им становится все сложнее. Как считает директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко, причина быстрого профессионального выгорания учителей – в бюрократизации и рутинизации их труда, несмотря на то что Минпрос заявляет о снижении отчетности. В то же время профессия педагога всегда считалась творческой, поэтому одна из задач – сделать его труд более разнообразным и приносящим радость. Именно это, а не наращивание объемов подготовки по педагогическим специальностям, сделает профессию учителя более интересной и привлекательной для молодежи.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube