Дети // Колонка

Как учить ребенка, который заикается


Как учить ребенка, который заикается
Фото: kanal-o.ru

Я наткнулась на статью, которая рассказывает о детях с заиканием. Важные моменты, о которых нужно помнить, если вы учите такого ребенка.

Иногда в классе может учиться ребенок с заиканием. Я не так давно узнала, что это не симптом тревоги или психологическая проблема; это не проблема с дыханием; это не показатель низкого интеллекта и не то, что может отразиться на интеллектуальных способностях. Заикание – это тип нарушения речи или нейрофизиологическое расстройство.

Вот вольный перевод (спасибо Google и моим поверхностным знаниям за это) некоторых пунктов из статьи, что делать, если в классе есть такой ребенок.

– Не освобождайте ученика с заиканием от использования речи на уроке. Его обязательно нужно поддерживать, чтобы не возникло чувства избегания – «не получается, значит буду молчать».

– Не проверяйте технику речи у таких детей.

– Когда обращаетесь к ученикам, которые заикаются, формулируйте вопросы на «да/нет» или такие, которые требуют краткого ответа. Так ребенок будет чувствовать себя успешным. Если ребенок сам поднял руку, обязательно спросите его. Это значит, что он готов говорить.

– Помните, когда ребенок говорит, то ваше невербальное имеет огромное значение: мимика, жесты. Слушайте внимательно (это, кстати, ко всем детям относится).

– У вас может возникнуть желание сказать «притормози», «выдохни» или «начни сначала» – не делайте этого. Не заканчивайте предложение за ребенка и не исправляйте его, дождитесь. Помните, рядом есть другие дети. (Мало кто хочет, чтобы его исправляли на глазах миллионов.)

– Обратите внимание на бессознательную тенденцию сигнализировать о скорости. («Давайте сейчас в быстром темпе, скорее, раз-раз»). Такие штуки могут фрустрировать ребенка с заиканием.

– Помните о скрытом или явном буллинге, который может возникнуть рядом с заикающимся ребенком. Не ругайте обидчиков, идите путем работы с ситуацией травли. Поощряйте извинения и прощение.

– Рассмотрите возможность рассказать классу о заикании, чтобы остальные ребята знали, как и вы, что это такое (помните, это не отражение интеллекта или способностей человека). Дети, которые заикаются, иногда сами готовы рассказывать, как живут с этим. В этой встрече могут участвовать специалисты и родители – те, кто может помочь в разговоре. (Не оставляйте ребенка одного перед классом, станьте ему поддержкой, будьте рядом.)

– Обязательно получайте обратную связь от специалистов или родителей, прежде чем хотите поручить сложное задание такому ребенку (да и вообще при работе с ребенком).

– Что касается потенциально стрессовых речевых ситуаций, часто бывает полезно попросить ребенка оценить степень своего комфорта по шкале от 1 до 10. Например, вы можете спросить: «На следующей неделе у нас будет выставка “Покажи и расскажи”. По шкале от одного до десяти (десять – вполне комфортно) как ты относишься к показу и рассказу? Если ребенок выражает тревогу или страх, у вас есть возможность поддержать включение ребенка в деятельность определенным образом.

– Подготовьте тех, кто будет вас замещать в классе (например, если вы заболели), к особым потребностям ребенка.

– Если вы учите онлайн, обратите внимание, что некоторые требования и упражнения будут особенно сложными для ученика с заиканием. Подбирайте контент тщательнее.

Телеграм-канал «Бебунг»


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube