Система школьного оценивания – это всегда горячая тема для обсуждения. Где-то совсем нет отметок, где-то есть сложная система в баллах, буквах, ромашках. Хорошо, если школа понимает, что оценивание должно помогать, поддерживать, а не мешать, унижать и подкармливать тревожность.
Поддерживающее оценивание – формирующее (formative assessment) – это возможность пробовать, учиться. Такие работы помогают человеку не бояться ошибки, выстраивать пробы, изучать материал через разные способы и выбирать тот, который подходит больше всего.
Итоговое оценивание (summative assessment) – это все рубежные контрольные работы, в том числе экзаменационные. Такие работы показывают уровень относительно эталона. Эталон разрабатывается в рамках школы, государства, любой большой системы. В России – это ВПР, МЦКО, ОГЭ, ЕГЭ. Если такие работы имеют возможность переписывания, они перестают быть итоговыми, а становятся формирующими.
Разный тип оценивания развивает разные навыки. Посильный уровень стресса в обучении – очень важная история.
У человека должна быть возможность попробовать, но еще человеку важно попасть в ситуацию академического стресса – итогового оценивания, чтобы четко ставить цели и двигаться к ним планомерно.
Если все выстроено верно, то формирующего оценивания в школе должно быть на порядок больше. Оно может быть в виде слов (развивающая обратная связь), отметок или букв. Главное – человек должен понимать, что нужно улучшить и как, и иметь возможность практиковаться в безопасной обстановке.
Формирующая оценка должна расти, если такого не происходит, значит что-то не так в системе: человеку непосильно сложно, он не видит смысла или неверно выбрана программа.
Если система разрешает переписывать итоговые работы – у человека размывается граница между пробой и сверкой с эталоном.
Тогда можно меньше вкладываться и стараться, можно размыть целеполагание и не обращать внимание на пробы – все равно же будет пересдача. Еще от переписывания страдают педагоги: это же все нужно проверить, в короткие сроки – сил и ресурсов тут обычно нет, прямой путь к выгоранию.
Ну и важно сказать, что во многих международных школах и особенно в университетах списывание и плагиат – это очень серьезная история, за которую могут легко отчислить, даже если ты прекрасно учишься и на хорошем счету. Сам факт того, что ты обманул систему или попытался ее обмануть – плохая история в биографии. А переписывание часто расфокусирует человека, границы едут, чаще возникают лазейки, которые порождают разное.
В общем, к чему это все. Будет хорошо и устойчиво, если школы научатся разграничивать формирующее и итоговое оценивание, чтобы человека держали безопасные рамки (когда есть правила, человек чувствует себя лучше), чтобы был академический тонус и хотелось учиться.