Образовательная политика // Интервью

«Навигаторы детства» становятся наставниками для современных детей, создают условия для успешной социализации каждого ребенка»


«Навигаторы детства»  становятся наставниками для современных детей,  создают условия для успешной социализации каждого ребенка»
Фото из архива Александра Кудряшова

21 февраля вышло постановление правительства о внесении должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в перечень должностей педагогических работников.

Новые специалисты пришли в школы 1 сентября 2021 года. Это нововведение осуществляется в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», цель которого – повышение кадрового потенциала в системе общего образования.

Пока в проекте принимают участие 10 пилотных регионов: Брянская область, Вологодская область, Калининградская область, Нижегородская область, Омская область, Сахалинская область, город Севастополь, Ставропольский край, Тюменская область, Челябинская область.

Отбор на новую должность происходил на Всероссийском конкурсе «Навигаторы детства», организованном в прошлом году Российским движением школьников совместно с Министерством просвещения РФ. Заявки на участие в конкурсе подали 6 тысяч кандидатов, в числе которых наряду с опытными педагогами принимали участие студенты, успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за 2 года обучения, а также организаторы социально-значимых проектов. В финал вышли 2,5 тысячи человек. Все они прошли повышение квалификации по программе «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации» на базе МДЦ «Артек».

По итогам обучения победители трудоустроены на основное место работы либо по внешнему совместительству в ФГБУ «Росдетцентр». На данный момент в регионах работают 2456 советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Если образовательный ценз советников директоров по воспитанию примерно одинаковый (78% имеют высшее образование), то возрастной состав довольно разнообразен; в большой команде навигаторов детства есть как 18-летние специалисты, так и 69-летние. Однако средний возраст – 34 года – свидетельствует о том, что представители молодого поколения все же преобладают.

О предварительных итогах нововведения рассказывает директор ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Александр Кудряшов.


– Как приняли новых специалистов в школах, с какими трудностями они столкнулись?

– После того как советники приступили к выполнению своих обязанностей, нами постоянно проводился анализ и определение болевых точек в деятельности этих специалистов и последующей программе действий по повышению качества их работы. Советникам было тяжело адаптироваться в новой для себя школе, в педагогическом коллективе, а также среди проблем можно выделить недостаток материально-технического оснащения и доступа в интернет. Некоторые советники испытывали трудности из-за совмещения должностей, отсутствия рабочего места и сложностей во взаимодействии с администрацией школы. Представьте себе, что у вас уже есть замдиректора по воспитательной работе, а тут появляется новый сотрудник, который, казалось бы, дублирует его обязанности. Да и сами советники, точнее многие из них, поначалу не понимали свой функционал, разделяя эту точку зрения.

Если смотреть объективно, то в функциях советников нет кардинально новых обязанностей, которые ранее не выполняли в школе. Но вместе с тем советник призван снизить нагрузку на педагогическое сообщество и посвятить все свое время работе с детьми, педагогами и родителями.

Чтобы снять возникшие вопросы и нестыковки, были проведены пресс-конференции во всех пилотных регионах, на которых мы в совместных обсуждениях пришли к соглашению о том, что «навигаторы детства» становятся наставниками для современных детей, выявляют и поддерживают их способности и таланты, создают условия для успешной социализации каждого ребенка за счет участия в различных детских общественных организациях.

В ноябре-декабре 2021 года были организованы масштабные региональные форумы также в каждом из 10 пилотных регионов проекта. Исключением стала Омская область из-за эпидемиологической ситуации. За три дня обучения на форумах навигаторы детства смогли перенять знания и опыт ведущих специалистов по воспитанию. Им удалось пройти множество интересных мастер-классов, подискутировать на различные темы о проектах в области воспитании, более подробно разобрать обязанности советника в школе, а самое главное – создать одну дружную команду!

Параллельно мы проводим аналогичную работу с различными участниками образовательного процесса. Например, в октябре 2021 года в Москве прошел I Всероссийский форум классных руководителей, на котором наша команда организовала площадку, посвящённую проектам «Навигаторы детства» и «Орлята России». Вместе с участниками форума мы обсудили миссии советника директора по воспитательной работе в школе и его взаимодействию с педагогическим коллективом. Разъяснительная и образовательная работа будет продолжена и в новом 2022 году.

– Как родители учащихся приняли новых специалистов?

По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в начале декабря 2021 года по итогам 3 месяцев работы советников в пилотных регионах, 44% опрошенных родителей школьников 5–11-х классов полагают, что такой специалист, как советник по воспитательной работе, нужен школе, и 39% отмечают, что данный пилотный проект положительно повлиял на воспитательную работу в школах.

Кроме того, по данным того же исследования, сейчас большинство советников чувствуют себя комфортно в школьном коллективе, научились грамотно распределять своё время, находясь на двух ставках, и качественно реализуют план воспитательной работы проекта.

В пилотных регионах проекта отмечается наибольший прирост членов Российского движения школьников (в 10 пилотных регионах численность выросла в 9 раз, тогда как в оставшихся 75 субъектах – в 2,5 раза). На начало года в пилотных регионах было 27 тысяч школьников, в конце года – 256 тысяч школьников. В оставшихся 75 регионах было 485 тысяч, на конец года – 1,3 миллиона.

Качественные изменения произошли в праздновании государственных праздников в формате «Дни единых действий» – на основе одинаковой концепции мероприятий для всех пилотных регионов. По нашему мнению, такой формат является важным для воспитания патриотически настроенных школьников, поскольку помогает сформировать понимание ключевых календарных дат и системы ценностей современной России, сделать привычные праздники интересными и осмысленными для школьников, предоставляют возможность проявить свои организаторские и творческие способности.

Советники стали «точкой входа» всех активностей, которые реализуются в школе и за ее пределами. Они поддерживают, развивают традиционные для той или иной школы направления воспитательной деятельности (экологическое, творческое, спортивное, медиа) и выступают со своими инициативами.

Каждый второй советник совмещает свои обязанности с работой учителя-предметника или педагога-организатора. Насколько эффективно совмещение этих обязанностей и как вы оцениваете объем отчетности, который ложится на плечи советников по воспитательной работе?

Проблема двойной нагрузки действительно существует, и в целях ее решения в настоящее время внесены изменения в номенклатуру должностей педагогических работников. Мы хотим, чтобы советники занимались исключительно работой с детьми и перестали совмещать разные виды деятельности. Что касается бумажной работы, то мы стараемся не загружать советников отчетами. Единственное, что от них требуется – это фото- и видеоматериалы с проведённых мероприятий.

– Система финансирования эксперимента – регионально-федеральная. Могли бы вы подробнее рассказать об этом: сколько средств выделяется на эти цели из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ и как оплачивается работа советников?

Реализация проекта по внедрению ставок советников осуществляется за счет средств федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» национального проекта «Образование». Сумма финансирования из федерального бюджета в 2021 году – 723 млн 667 тысяч рублей, в 2022 году – 788 млн 277 тысяч рублей, в 2023 году – 788 млн 277 тысяч рублей, в 2024 году – 788 млн 277 тысяч рублей.

Со стороны Российского детско-юношеского центра заключены трудовые договоры с советниками директоров по воспитанию.

Советники получают федеральную надбавку в размере 15 тысяч рублей за выполнение своего функционала, если работают на полную ставку.

Со своей стороны пилотные регионы направляют свои средства на обеспечение в субъектах ставок специалистов по воспитанию в общеобразовательных организациях, а также муниципальных и региональных координаторов системы патриотического воспитания на 2021–2024 годы. В проекте тесно взаимодействуют региональные органы управления образованием, вузы, институты развития образования, отделения детских и молодежных общественных организаций и другие социальные партнеры.

На базе подведомственных организаций в каждом пилотном субъекте созданы региональные ресурсные центры, которые осуществляют методическую и организационную работу, кадровое сопровождение, консультационную поддержку.

Институты развития образования проводят проектные интенсивы и обучение советников, а также в регионах проводятся различные мероприятия и встречи команд по обсуждению проблемных вопросов и обмену опытом между пилотными муниципалитетами.

– Планируется ли объявление нового конкурса на замещение должностей советников директоров по воспитательной работе в этом году? Есть ли планы по расширению эксперимента, включению новых регионов с продолжением федерального финансирования проекта?

– Мы видим, что интерес к проекту только растет. Мы постоянно получаем обращения губернаторов и глав регионов с просьбой включить их регионы в проект. В 2021 году за счет собственных средств в реализацию проекта включилась Московская область (8 школ), советники которой также прошли обучение в МДЦ «Артек». Московская область уже в рамках одного района вошла в состав участников проекта за счет собственных средств и методической поддержки со стороны РДЦ. На заседании президиума Государственного совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования (25 августа 2021 года) президенту Российской Федерации представлена инициатива о расширении проекта до 25 регионов. Поэтому будем ждать соответствующего решения.


Youtube

Комментарии экспертов








Новости





























































Поделиться

Youtube