Очерк // Статья

Герои нашего времени

В сфере образования трудится много замечательных людей, которые внесли свой вклад в развитие педагогики, но, в отличие от артистов эстрады и кино, их не принято называть «звездами».

Герои нашего времени
Иллюстрация: sovcom.ru

Их достижения и открытия, как правило, известны в профессиональной среде, но это не уменьшает их значения и роли. В свое время на страницах «Вестей образования» мы посвятили им очерки, эссе, интервью, и теперь нам хочется напомнить читателям о героях нашего времени.

Это заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов; ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко; президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, Почетный работник общего образования, профессор МГПУ Татьяна Ковалева; основатель проекта «Китеж» Дмитрий Морозов; депутат Госдумы Олег Смолин и величайший педагог современности Шалва Амонашвили.

Каждый из них прошел свой тернистый путь к призванию, преодолевая препятствия, порой совершая ошибки, но в результате добиваясь успехов.

Путь к себе

Илья Новокрещенов на 4-м курсе педвуза хотел бросить учебу. Непростое решение для молодого человека, которому оставался всего лишь год до диплома. Правда, причина была очень серьезная: практика, которую он проходил в школе, была поначалу настолько неудачной, что заставила его разочароваться в педагогической профессии и задуматься о кардинальном пересмотре своей дальнейшей жизни.

Однако по счастливому стечению обстоятельств, о котором мы рассказываем в очерке, он все же закончил педагогический университет и остался верен своему призванию.

Татьяна Ковалева скромно считает, что своей карьерой она обязана простому везению и счастливым совпадениям. Действительно, жизнь свела ее с целой плеядой замечательных педагогов-новаторов: Владимиром Матвеевым, Симоном Соловейчиком, Владимиром Караковским, Александром Тубельским,а также с идеологами развивающего обучения – Элькониным, Давыдовым, Репкиным, с журналистами Валерием и Еленой Хилтуненами, Ольгой Мариничевой и многими другими.

Но были и сложные моменты в ее жизни, когда основанная ею в академгородке Томска авторская школа «Эврика-Развитие» оказалась под угрозой закрытия.

В 1996 году школа получила грант от Фонда Сороса, который и тогда ругали, как и сейчас.

Но между тем колоссальная по тем временам сумма гранта – 100 тыс. долларов – позволила школе решить многие задачи: оборудовать кабинеты, купить компьютеры, приобрести новый школьный автобус веселого желтого цвета, который собирал учащихся со всего города.

Однако не всем нравилась такая ситуация, деньги Сороса кому-то не давали покоя, и посреди суровой сибирской зимы представители общества «Память» разбили окна в школе.

О том, как нашей героине удалось выйти из этой ситуации, читайте в очерке.

Против течения

Нелегко противостоять недоброжелателям, особенно когда их много и они выше по статусу. Шалва Амонашвили нашел способ, как отстоять свои идеи и не потерять себя.

«Чем больше вызовов в жизни, тем лучше», – убежден основатель проекта «Китеж» Дмитрий Морозов.

В 1992 году он нашел в себе силы кардинально изменить свою жизнь, создав в глубинке Калужской области удивительный поселок для приемных семей со сказочным названием Китеж.

Этому начинанию он посвятил почти 25 лет своей жизни, назвав «длительным экспериментом с непредсказуемыми последствиями по созданию нового мира». За это время он опубликовал несколько книг по воспитанию, развивая собственную концепцию под условным названием «Метапедагогика».

В 2004 году Дмитрий Морозов организовал поселок Орион, тоже в Калужской области, для выпускников Китежа. Сам он воспитал троих приемных детей и одного родного, а еще дал путевку в жизнь многим трудным подросткам из обычных и приемных семей.

О том, как зародилась идея необыкновенного поселения, о трудностях воспитания детей, о проблемах современной школы читайте в интервью с Дмитрием Морозовым.

Рыцарь гуманной педагогики

Олег Смолин – уникальная, особая личность в российском образовании.

Депутат Госдумы всех восьми созывов, первый зампред Комитета по высшему образованию и науке; доктор философских наук, академик РАО; председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех». Автор научных статей и книг: «Образование. Политика. Закон»; «Образование – для всех»; «Излом»; «Знание – свобода»; «Три трагедии российской демократии».

Имеет почетное звание «Рыцарь гуманной педагогики» Международного центра гуманной педагогики; лауреат звания «Ведущие деятели сферы образования мира – 2008», навечно записан в зале славы Международного биографического центра (Кембридж, Великобритания).

И это далеко не полный список достижений Олега Смолина. Критически настроенный читатель мог бы заметить: «Мало ли успешных людей, сделавших блестящую карьеру?» Да, бесспорно, если бы не одно «но»: герой нашего рассказа – слепой от рождения, и вся его жизнь – пример того, как человек победил свой недуг, став опорой и надеждой для инвалидов, ветеранов и социально незащищенных граждан...

Место и время

Говорят, что счастье – оказаться в нужное время в нужном месте. Трудно предположить, как сложилась бы судьба Игоря Реморенко, если бы он не родился в Красноярском крае.

В середине 80-х Красноярск стал педагогической столицей СССР. Это произошло во многом благодаря Красноярскому университету, который возглавил Вениамин Соколов – выдающийся ученый и организатор.

По его инициативе в крае появилась деятельностная педагогика и психология Выготского, он пригласил тогда опального академика Василия Давыдова, методолога школы Георгия Щедровицкого.

В результате среди прочего была создана знаменитая теперь гимназия «Универс», одним из основателей и руководителем которой стал молодой математик Исак Фрумин, и психолого-педагогический факультет, деканом которого был назначен Виктор Болотов. Этот легендарный факультет возник на базе летних математических школ Красноярского университета и очень скоро превратился в кузницу инновационных кадров не только для края, но и для всей страны.

Этот факультет и закончил Игорь Реморенко.

Его карьера складывалась успешно и даже стремительно: после окончания Красноярского государственного университета по специальности «преподаватель математики» и шести лет работы в школе он всерьез и надолго перешел в сферу управления образованием, совершив взлет от главного специалиста по экспертизе и инновационной политике в администрации Красноярского края до статс-секретаря – заместителя министра образования и науки РФ.

С 2013 года он возглавляет МГПУ – крупнейший педагогический вуз страны. Что ему помогало двигаться вперед, он рассказывает в очерке.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube