Персона // Статья

Путь к себе

Илья Новокрещенов – один из самых известных директоров в столичном образовании, несмотря на то что его педагогический стаж относительно невелик – 17 лет, из них 10 лет он работает директором, в том числе последние 3,5 года руководит школой «Покровский квартал».

Путь к себе

На 4-м курсе педвуза он хотел бросить учебу. Непростое решение для молодого человека, которому оставался всего лишь год до диплома. Правда, причина была очень серьезная: практика, которую он проходил в школе, была поначалу настолько неудачной, что заставила его разочароваться в педагогической профессии и задуматься о кардинальном пересмотре своей дальнейшей жизни.

Однако по счастливому стечению обстоятельств, о котором мы еще расскажем, он все же закончил педагогический университет и остался верен своему призванию.

Сегодня Илья Владимирович Новокрещенов – один из самых известных директоров в столичном образовании, несмотря на то что его педагогический стаж относительно невелик – 17 лет, из них 10 лет он работает директором, в том числе последние 3,5 года руководит школой «Покровский квартал». Кроме того, он является одним из соучредителей Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций и принимает активное участие в разработке Стратегии развития столичного образования до 2025 года, в рамках которой предложил новую систему оплаты труда учителей, вызвавшую много споров в педагогическом сообществе.

Суть его инициативы смещение акцента заработной платы в сторону увеличения доли стимулирующих выплат за образовательный результат каждого ребенка. Предложил коллегам подумать над соотношением 30-процентная базовая часть, 70% – стимулирующая. Причем стимулирование должно проходить по единым для города критериям и формуле. По мнению Ильи Владимировича, ребенок не должен страдать от того, что он не попал к заинтересованному учителю. Эти предложения действительно при их реализации довольно серьезно изменят систему оплаты, поэтому некоторые коллеги просто немного испугались. Но многие уверенные в своем профессионализме учителя эти предложения поддержали.

Путь к вере

Во время интервью с героем этого очерка я обратила внимание на то, что на рабочем столе в его директорском кабинете стоит фотография Великой княгини Елизаветы Федоровны, причисленной к лику святых Русской православной церковью в 1992 году.

Оказалось, Елизавета Федоровна была основательницей школы, расположенной в Большом Казенном переулке, в котором и происходила наша беседа.

Это здание входит в большой образовательный комплекс «Покровский квартал», оно было построено по проекту знаменитого художника-архитектора И.И. Рерберга, автора и строителя Киевского вокзала и здания Центрального телеграфа в Москве.

Школа, названная в честь небесной покровительницы Елизаветы Федоровны Елизаветинской гимназией, открылась в августе 1912 года и предназначалась для обучения девочек.

Учебный процесс здесь был так хорошо поставлен, что Высшие женские курсы принимали выпускниц Елизаветинской гимназии без конкурса.

После революции 1917 года это учебное заведение претерпело ряд трансформаций – от школы фабрично-заводского обучения до школы с углубленным изучением математики.

В разное время ее закончили такие известные люди, как академик Лев Келдыш, поэт Лев Ошанин, актриса и режиссер Вера Глаголева...

Но если вернуться к личности Елизаветы Федоровны, основательницы не только этой школы, но и многих других учебных заведений, детских приютов, больниц, Марфо-Мариинской обители в Москве, то ее жизнь достойна стать примером для подражания вне зависимости от принадлежности к православной религии.

Что касается героя нашего очерка, то его собственный путь к православию начался еще в детстве, когда он учился в обычной школе подмосковной Балашихи.

Именно тогда он начал задумываться о своем предназначении, о высших силах, которые определяют судьбу человека, стал интересоваться различными религиями и выбрал, наконец, православие.

Путь в профессию

Путь к своему профессиональному призванию у нашего героя тоже оказался непростым.

В младших классах он мечтал стать журналистом, писал заметки для «Пионерской правды»: памятка юнкора висела на стене перед письменным столом.

А в трудные 90-е годы разочаровался в своем выборе, увидев, сколько лжи публикуется на страницах СМИ. И продолжил свои поиски. Уже в старших классах он обратился за советом к своему классному руководителю, и она порекомендовала ему поступать в педагогический, на истфак, поскольку он всегда интересовался историей, да и сама учительница тоже преподавала этот предмет.

Родители Ильи этот выбор одобрили – мужчине нужно серьезное базовое образование, хотя сами они никакого отношения к педагогике не имели: отец нашего героя за свою жизнь освоил несколько рабочих специальностей, в том числе автослесаря, мама – выпускница Плехановской академии, работала технологом пищевых производств.

В 1997 году Илья Новокрещенов поступил в Московский педагогический университет (бывший МОПИ имени Н.К. Крупской) на истфак, выдержав очень большой конкурс: в тот период начали сокращать военные кафедры в вузах, и юноши дружными толпами устремились туда, где они еще остались. Одним из таких храмов науки и был вуз, выбранный нашим героем.

Учился в университете он на «отлично».

И все бы так и шло, ровно и гладко, если бы не практика на предпоследнем 4-м курсе. Его направили в элитную столичную школу, в которой учились дети из очень обеспеченных семей, так называемая «золотая молодежь», и достался ему выпускной 11-й класс.

«Поначалу на моих уроках, так же как и на уроках у основного учителя, черти что творилось, – признается Илья Владимирович. – Ученики ходили по классу, гремели стульями, меня не слушали. Только несколько отличников все записывали. Я тогда подумал: а зачем этим ребятам учитель вообще нужен? И видят ли они в образовании ресурс для собственного будущего?»

Но это все цветочки, а дальше ягодки пошли: произошло ЧП, которое окончательно доконало. Подробности Илья Новокрещенов помнит до сих пор:

«Начался урок. Я зашел в класс и только хотел начать урок, как раздались крики девочек, сидящих на предпоследней парте. Когда я подошел к ним, оказалось, что сидящие сзади ребята (и тогда я заметил, что они были в состоянии сильного, как мне показалось, опьянения, хотя от них совершенно не пахло алкоголем) пытались ухватить девочек за резинки бюстгальтеров, что вызывало у этих ребят неописуемый восторг. Который, впрочем, тут же сменился яростной агрессией с угрозами и нецензурной бранью, когда я твердо попросил их прекратить это делать. Когда я предложил им покинуть кабинет, то услышал прямые угрозы в свой адрес, ребята начали тут же звонить своим «друзьям», требовали у них срочно приехать «на стрелку», чтобы «замочить этого...». Я пообещал выйти после уроков для разбора ситуации, они нехотя удалились. Урок я провел в гробовой тишине. Одноклассники были очень напуганы произошедшим».

На перемене после этого же урока нашего героя вызвали к администрации, где директор попросила его досрочно окончить практику, до завершения которой оставалось еще две недели, и вообще не появляться в этом районе во избежание мести и самих подростков, и их высокопоставленных родителей.

Но в данном случае (как и впоследствии) Илья Владимирович проявил свой характер и настоял на том, что практику он доведет до конца.

К счастью, все закончилось успешно: те ребята так в школе до конца практики и не появились. Позже выяснилось, что «друзья», которые должны были «проучить» практиканта, позвонили папе одного из ребят и попросили подтвердить «заказ» на это. Вмешательство родителей и помогло предотвратить трагедию. А наш герой в конечном итоге нашел общий язык с детьми, сменив первоначально авторитарно-казарменный стиль на демократичный диалог. Кстати, последнему способу он отдает предпочтение до сих пор.

Путь в карьеру

Несмотря на мирное разрешение конфликта, «осадочек», как говорится, все равно остался. Наш герой всерьез задумался о том, нужна ли ему такая каждодневная нервотрепка?

Но тут друзья-однокурсники посоветовали ему еще раз проверить себя и поработать в другой школе – № 353 имени Пушкина, где как раз в то время открылась вакансия учителя истории.

И он решил снова испытать свои силы, и на этот раз не ошибся.

Его карьера в школе имени А.С. Пушкина складывалась настолько удачно, что он очень скоро был назначен сначала заместителем директора, а затем и директором.

Он руководил небольшим коллективом, в котором было немногим более 400 учащихся и 40 педагогов, каждого из которых он знал в лицо и по именам, каждого в начале учебного дня встречал приветствием у входа в школу, потом шел в свой кабинет пить традиционный утренний кофе…

Сравнивая свою работу в должности директора маленькой школы с нынешней, когда он руководит большим образовательным комплексом (в 2014 году в него объединились 23 юрлица, включая школы, детские сады и межшкольный учебный комбинат), он подчеркивает: «Это просто как две разные профессии – руководить маленькой и большой школой».

«Тогда я занимался процессами – учебными, воспитательными, хозяйственными, а сейчас – результатами», – говорит Илья Владимирович.

В пору его работы в Пушкинской школе столичный департамент образования не ставил перед педагогами и директорами задачи работать на результат.

Сегодня, когда школы получили большие ресурсы от правительства Москвы, ситуация кардинально изменилась, и требования к школам возросли. Все образовательные организации с 2012 года получают одинаковое финансирование в расчете на 1 ученика, вне зависимости от их статуса (лицеи, гимназии, центры образования). А с прошлого года иерархия образовательных организаций упразднена, все именуются школами. Доплаты к нормативу в размере двойного или тройного коэффициента выделяются только на учащихся с инвалидностью.

Таким образом, финансирование школы зависит только от числа учащихся: чем их больше, тем больше у образовательной организации средств.

«Укрупнение школ увеличило возможности директоров школ в плане маневра большими ресурсами, их аккумулирования на самых важных для школы проектах, которые дают детям шанс реализовать свои таланты и в части основного, и в части дополнительного образования. А мы и исходим из того, что талантлив каждый!» – рассуждает Илья Владимирович.

Кроме того, серьезное внимание стало уделяться рейтингу как показателю общей успешности школы. Высокие места в топе дают право на получение денежных грантов от правительства Москвы.

Три с половиной года назад, когда Илья Владимирович был назначен директором школы «Покровский квартал», показатели тех учебных заведений, которые вошли в его состав, были, мягко говоря, неутешительными.

Ни одно из них постоянно не фигурировало ни в рейтинге-300, ни даже в топе-400.

Все школы вновь образованного комплекса были очень разными, их предстояло объединить де-факто.

Начинать приходилось практически с нуля.

В первый год после объединения был организован Фестиваль идей. Школы, вошедшие в состав комплекса, делились друг с другом опытом, своими наработками.

В ходе обсуждений были утверждены ключевые принципы школы, такие как «Быть открытым и понятным», «Работать для каждого ребенка», «Изменять к лучшему».

Путь к диалогу

А дальше началась деятельность, направленная на достижение результатов.

Не могу не задать Илье Владимировичу вопрос: как не превратить рейтинг в сверхзадачу, самодовлеющую над всеми остальными?

«Рейтинг для нас – это приоритетные ориентиры государственной политики в области образования, – говорит Илья Владимирович. – То есть рейтинг показывает, что важно жителям города и что город хочет видеть в результатах детей. Для нас это прежде всего способ диагностики, показатель верности нашего пути, потому что мы абсолютно свободны в выборе всех механизмов и способов достижения того или иного результата. Если школа на верном пути без всяких специальных административных накруток, без давления, то в этом случае и возникает результат».

«Делать достижение какого-то места в топе главной целью педагогической деятельности неправильно, но увеличивать вклад школы в образование города – бесспорно важно», – констатирует Илья Новокрещенов.

Поясним, что рейтинг отражает достижения детей: кроме академических, предметных, также учитываются и метапредметные, и личностные результаты. Поэтому его смело можно назвать многомерным.

За последние 3,5 года школа «Покровский квартал» поднялась с 58-го на 43-е место

Школа «Покровский квартал» часто так или иначе ассоциируется с Высшей школой экономики. Не могла не спросить Илью Владимировича об этом.

«Да, действительно, Вышка – наш основной партнер, Ярослав Кузьминов является председателем нашего Управляющего совета, а сам я в текущем году окончил магистратуру Института образования ВШЭ, – говорит он. – Наше партнерство довольно обширное. И его суть прежде всего в том, что мы складываем наши ресурсы для обеспечения очень качественного образования наших детей. Мы являемся одними из лидеров проекта «Распределенный лицей НИУ ВШЭ»: наши старшеклассники учатся по программам лицея Вышки, еженедельно посещают занятия в университете».

Но это не означает, что выпускники «Покровского квартала» поступают только в ВШЭ. Самыми популярными вузами в прошлом году наряду с НИУ ВШЭ были также МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кстати, по итогам рейтинга поступления в ведущие вузы страны по версии РА «Эксперт» школа «Покровский квартал» вошла в тройку лидеров в стране.

Путь к ребенку

Недавно он съездил в Афины и был изумлен, как там все сломано, искорежено, разбито руками подростков. В Москве таких массовых случаев вандализма уже не наблюдается.

Он считает это следствием того, что столичные школы предоставляют детям широкий спектр возможностей. И школа «Покровский квартал» – не исключение.

Здесь действует 109 бесплатных кружков различных образовательных профилей («Юный физик», «Юный историк» и т.д.) и платные секции – такие как танцы, акробатический рок-н-ролл, каратэ.

Есть из чего выбрать и есть чем заняться.

Практически во всех отзывах о школе, какими бы противоречивыми они не были, высказывается мнение о том, что здесь царит теплая атмосфера.

Как этого можно добиться в условиях большого образовательного комплекса, в котором обучается 3,5 тыс. детей и работает около 400 педагогов?

Во-первых, за счет полной открытости: на сайте школы транслируются видео всех совещаний, чтобы родителям была ясна и понятна позиция школы по всем вопросам.

Во-вторых, Илья Новокрещенов раз в год в апреле-мае совершает своеобразное блиц-турне по школам своего комплекса, чтобы лично, «глаза в глаза», обсудить все проблемы с родителями и педагогами. При этом он еженедельно проводит так называемый «директорский обход» одного из зданий, а в течение недели работает в разных зданиях.

Учителя стали представлять из себя единый коллектив – многие работают не в одном, а сразу в нескольких зданиях, в школе проводятся только общие педсоветы, причем они всегда организуются в форме проектных сессий.

А как создать традиции школы, делающие ее облик неповторимым, отличным от других?

У Ильи Владимировича особое отношение к этому вопросу. Он разделяет убеждение великого музыканта Густава Малера о том, что «традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу» и что традиция должна быть живой ценностью, а не догмой.

У молодой школы, которая образовалась 3,5 года назад, традиции только начинают складываться.

Например, ежегодным и очень популярным стало мероприятие «Битва хоров».

Кроме этого, дважды в год проводятся недели проектных работ – для всех детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпускными классами.

Ребята представляют на этих сессиях предметные, межпредметные и культурные проекты, например, посвященные истории «Покровского квартала» – территории Басманного и Таганского районов, где расположено огромное количество памятников истории и культуры, музеев и театров.

Сейчас вместе с директорами других московских школ герой нашего рассказа принимает активное участие в разработке Стратегии развития столичного образования до 2025 года, отвечая в том числе за воспитательный модуль.

«Понятно, что воспитание – это дело семьи, и школа не может заменить семью в вопросах воспитания, – рассуждает Илья Владимирович. – Но стать надежной опорой для семьи в решении этих вопросов школа просто обязана. Главная задача – это ответственное отношение к себе, осознание своего места и роли в мире. Но для того чтобы эту задачу решить, сами педагоги должны обладать теми качествами, которые хотят воспитать в детях».

(Кстати, что касается собственной дочери, то наш герой также считает личный пример самым главным и действенным способом воспитания, все остальное – вторично.)

И особое значение в Стратегии уделяется роли классного руководителя, которому, кроме воспитательной, предстоит решать и задачу выстраивания индивидуальной траектории для каждого ребенка, его продвижения по этому маршруту.

«Я отчетливо помню растерянность учителей в первые недели после распада СССР – вдруг они перестали понимать, как с нами разговаривать, – вспоминает наш герой. – Утратив внешнюю для самих себя идеологическую, в чем-то даже ценностную опору, они перестали понимать, как же нас воспитывать. И мы, ученики, очень остро это почувствовали. Авторитет части педагогов разрушился вместе с государством, но оставались и подлинно уважаемые учителя, в отношении которых никто себе не позволял ни оскорблений, ни иных форм проявления неуважения. Именно тогда я понял, что очень важно, чтобы педагог сам обладал теми качествами, которые хотел бы видеть в своих учениках. А все слова, даже правильные – проповедь о вреде курения с сигаретой в зубах».

Спрашиваю: актуальна ли сегодня формула Сухомлинского: «Сердце отдаю детям»?

Илья Владимирович принадлежит к новому поколению молодых директоров, которые отличаются от своих предшественников большим прагматизмом и крепкой менеджерской хваткой. Про своих молодых коллег Илья Владимирович говорит так: «Они отличаются большей свободой в принятии решений и большей ответственностью, они не только педагоги, но и грамотные управленцы».

Сам он не считает, что время самоотдачи и романтики прошло (в числе его безусловных педагогических ориентиров – Януш Корчак), но при этом он убежден, что сегодня директору школы просто быть романтиком недостаточно, надо быть еще и прагматиком, хорошо знающим экономические и организационные вопросы образования.

В то же время он совершенно убежден, что если педагог уровня Сухомлинского получит необходимые знания и навыки, он сможет стать и хорошим управленцем, и ему будет проще реализовать свои педагогические идеи.

В его жизни тоже были конкретные учителя (в основном из числа руководителей), которые оказали влияние на его взгляды, на выбор профессии. Он не забывает поздравлять их с Днем учителя.

Тем не менее он полагает, что самый главный педагог – это безымянный человек, имя которого мы точно не знаем (скорее, это некий собирательный образ), который сыграл большую роль в жизни каждого из нас, научив чему-то очень хорошему, доброму, хотя мы не всегда осознаем, что этот вклад в нашу жизнь внесли наши учителя.

«Для меня таким ориентиром являются люди, которые преданы своему делу, которые не щадят ни времени, ни сил, ни таланта на то, чтобы детям было хорошо, чтобы дети получили качественное образование. Это, наверное, самое важное. А способы и методики у каждого свои», – говорит Илья Владимирович.

Путь к себе

В детстве родители поставили его перед выбором: чем он хочет заниматься в свободное после уроков время – музыкой или дзюдо?

Тогда он не задумываясь выбрал восточные единоборства.

Причина для этого была очень весомая – школа находилась в заводском районе подмосковной Балашихи, а в 90-е было всякое.

Много позже, уже в зрелом возрасте, он, не оставляя своего школьного пристрастия к спорту, все же всерьез увлекся классической музыкой, требующей определенного культурного уровня. Это выразилось не только в посещении московских оперных театров, концертов симфонической музыки в консерватории, но и в частных уроках оперного вокала, которые он берет ради собственного удовольствия.

И еще одно необычное увлечение у нашего героя тесно связано с его верой: он пишет иконы.

Правда, себя он считает не очень хорошим христианином. Но многое в своей жизни и в своем характере он старается исправить. Главной заповедью для себя считает любовь к своему делу, к людям, которые его окружают, ведь человек – это главное чудо на земле.

Блиц-опрос:

– Если у человека нет друзей – это…?

– Означает, что он, скорее всего, умеет больше брать, а не отдавать.

– В трудные минуты я…?

– Собираю волю в кулак.

– Что бы Вы пожелали себе 18-летнему?

– Быть решительнее.

– На что Вам не жалко тратить деньги?

– На семью.

– Всему, чего я достиг в своей жизни, я обязан…?

– Богу.

– Главное качество руководителя?

Быть лидером: знать куда идти и вести за собой.

– Моя настольная книга?

– Евангелие.

Ольга Дашковская


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube