Дети // Колонка

Почему так тревожно за маленькую Алису

Социолог и научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – о детской одарённости и родительских заблуждениях.

Почему так тревожно за маленькую Алису
Фото: life.ru

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок был умным, развитым и сообразительным; хорошо учился в школе, вузе, а потом достиг успеха в жизни. Успешность все понимают по-разному, но сегодня это стало самым популярным обозначением правильного результата родительского воспитания. Многим кажется, что, чем раньше ребенок начнет проявлять свои успехи, тем лучше и надежнее. Страх опоздать, что-то пропустить, чего-то недодать преследует очень многих.

Рынок реагирует на такой запрос множеством предложений: приводите (приносите) к нам шестимесячного ребенка, мы сделаем из него если не вундеркинда, то очень умного и очень развитого. Такие перспективы стоят любых или почти любых средств, лишь бы получилось.

Сколько раз приходилось слышать и читать, что каждый ребенок – гений, надо только эту гениальность найти, поскольку она скрыта. Но, когда мы сталкиваемся с тем, что какой-то ребенок достигает чего-то почти невозможного, реакция публики бывает совсем неоднозначной. Вот сейчас общество взбудоражила история восьмилетней Алисы Тепляковой, которая уже окончила школу и поступает в МГУ. Возможно ли такое? Зачем лишать ребенка детства? Это врожденная гениальность или результат методики, которую применяли родители, прежде всего папа?

В абсолютном большинстве случаев реакция на многочисленные интервью с родителями девочки и с ней самой оказалась отрицательной, поскольку эта история действительно не укладывается в общепринятые рамки. Всем хочется, чтобы ребенок делал успехи, но не так рано, не до такой степени нарушал привычные нормы возрастного развития. Я не буду анализировать саму эту историю, поведение родителей, которое вызывает много вопросов, их несомненные амбиции, хочу порассуждать о другом.

Ребенок с ранним, опережающим развитием, независимо от того, родился ли он одаренным или это результат специальных усилий, – это не только гордость родителей, это еще и очень большая ответственность, ведь опережение в одних сферах, в данном случае интеллектуальной, практически никогда не ведет к гармоничному сочетанию с развитием эмоциональной и социальной сферы.

Такой ребенок в семь лет может решать очень сложные математические задачи, но все равно остается маленьким ребенком в других областях. Если он находится в окружении своих близких, родителей, братьев и сестер, то его социальная и эмоциональная незрелость не мешают ему жить. Но как только он, что называется, выходит в большой мир, выясняется, что у него нет навыков общения с людьми гораздо старше себя, у них нет общих интересов, понимания других людей, умения с ними ладить. Но, что самое страшное, он или она привык чувствовать себя особенным, выдающимся, уникальным рядом с этими самыми обычными подростками.

Ранняя одаренность очень редко бывает универсальной, как правило, она проявляется в чем-то одном: музыке, спорте, иногда математике.

В остальном это обычный ребенок с обычными детскими интересами, знаниями, увлечениями. Как писал Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Чтобы органично вписать одаренного ребенка в социум, родителям следует стремиться освободить его от этой односторонности, развивать максимально гармонично, причем не в отрыве от других детей, а в ходе общения с ними. Это нужно для того, чтобы вундеркинд увидел: в других областях он самый обычный, а в чем-то и уступает ровесникам. Высокая самооценка – это хорошо, но завышенная – это опасно, а еще опаснее завышенные ожидания. Есть такое выражение – «счастье любит тишину». Если его перефразировать применительно к одаренным детям или детям с ранним развитием, можно сказать так: «не надо пиарить своего ребенка, не надо всем рассказывать, какой он выдающийся, не надо, чтобы он считал себя особым, не таким, как ровесники».

Чем меньше такой ребенок видит восхищение, восторги, удивление со стороны взрослых, тем лучше ему будет в дальнейшем.

Очень мало кто из малышей, которых называют удивительными и гениальными, остаются такими, когда вырастут. Большинство из них постепенно приближаются к возрастной норме, высокой, но норме. Они не становятся всемирно известными музыкантами или математиками, не получают Нобелевской премии. Такое случается, но очень редко. И тогда ребенок, привыкший ко всеобщим восторгам, может оказаться сломленным, а это случается гораздо чаще, чем всемирная известность. Вот поэтому мне очень тревожно за маленькую Алису Теплякову, родители которой дают бесконечные интервью, хотят, чтобы все вокруг восхищались их малышкой. Это очень опасно для девочки и ее будущего.



Новости





























































Поделиться