14–15 мая Министерство просвещения РФ и Фонд новых форм развития образования провели всероссийский форум «Формула образования». За два дня в комбинированном онлайн- и офлайн-форматах состоялись 43 тематические сессии с участием 120 приглашенных экспертов.
В первый день форума одна из дискуссий была посвящена теме школьной безопасности. Напомним, 11 мая произошла трагедия в казанской 175-й школе. Накануне на эту тему высказались депутаты и главы регионов, прозвучало много предложений по усилению различных ограничительных, запретительных и профилактических мер – от проверки навыков школьной охраны до проведения классных часов, посвященных предупреждению терроризма.
Чем больше контроля – тем выше агрессия
Между тем участники обсуждения на форуме пришли к выводу о том, что школу нельзя превращать в режимный объект, огражденный от внешнего мира высокими заборами и замками, а главная задача педагогов – это планомерная, системная воспитательная работа с детьми, построение доверительных внутришкольных отношений, которые позволяют вовремя выявить и предотвратить опасные конфликтные ситуации.
Например, эксперт ГКБ «Витязь» Петр Фефелов считает, что в вопросах обеспечения безопасности школы следует придерживаться принципов разумной достаточности.
Так, очень многое зависит от специфики школы и района, в котором она расположена: в криминогенном районе требуется профессиональная и квалифицированная охрана, а в спокойном достаточно вахтера на входе.
Причем вопросами безопасности должен заниматься не директор, а заместитель, который хорошо в этом разбирается.
По словам директора московской школы № 1679 Павла Северинца, у столичных директоров сейчас нет специальных заместителей по безопасности, отчасти эти функции выполняют замы по ресурсам и учителя ОБЖ.
Гораздо важнее, по его мнению, здоровая атмосфера в школе, исключающая буллинг и жестокое поведение среди подростков.
Максим Беренов, автор программы «Клуб умной безопасности», полагает, что сейчас, на волне последних событий, может быть принято очень много эмоциональных решений, не оправданных с точки зрения логики.
«Мы можем поставить дополнительные турникеты и охранников, но это не даст эффекта. Запретим оружие – человек будет приходить с ножом, поставим металлоискатели – они будут звенеть от каждого ключа. Преступник всегда найдет пути проникновения в здание», – отметил Максим Беренов.
Главный вопрос, на который следует искать ответ, заключается в том, что заставляет человека браться за оружие?
По его мнению, превалируют два фактора: либо психическое заболевание, либо проблема межличностных отношений.
Но часто это еще и ошибочные действия школьной администрации, которая во избежание всяческих эксцессов вводит различные необоснованные запретительные меры, например, не разрешая детям гулять на пришкольном участке или бегать на перемене.
«Но если у детей нет возможности сбрасывать агрессию в игре или в беге, в них копится внутреннее напряжение, которое может выплеснуться в неконтролируемые поступки», – предостерег Максим Беренов.
Кроме того, необходимо обеспечить комплексное обучение детей, родителей, педагогов для отработки навыков управления своими эмоциями во время конфликта и способности их разрешать.
Такое обучение следует проводить, начиная с младших классов.
И это даст гораздо больший эффект, нежели призывы к педагогам (а часто и прямое давление на них) проводить мониторинг учащихся в соцсетях.
Психолог Анастасия Беренова убеждена, что мониторинг детей в соцсетях приводит к недоверию, напряженным отношениям в школе.
«Дети должны видеть в педагоге не контролера, а авторитетного взрослого, видеть того, на кого можно опереться, кому можно рассказать о своих проблемах. А если подросток знает о том, что учитель следит за ним в интернете, он просто перестанет ему доверять», – подчеркнула она.
По ее словам, поведение подростка в соцсетях не всегда показательно: например, позитивные посты отнюдь не свидетельствуют о благополучии ребенка – напротив, известны случаи, когда после таких радужных откровений дети решались на суицид.
Скорее, по мнению Анастасии Береновой, следует обратить внимание на уход подростка из соцсетей. Так, например, поступил Владислав Росляков незадолго до совершенного им массового убийства в Керченском политехническом колледже в 2018 году.
«Не должно быть ситуационной безопасности – эта работа должна быть комплексной, системной. Чем больше контроля – тем выше напряжение в обществе, чем выше напряжение – тем выше агрессия», – к такому выводу пришли участники обсуждения.
«То мясо обработают марганцовкой, то котлеты отмоют»
Тема школьной безопасности включает в себя не только защиту жизни учащихся и предотвращение случаев экстремизма, но и качественное школьное питание.
В последнее время оно обсуждается главным образом в негативном ключе.
Одна из проблем, на которую обратил внимание первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко в своем выступлении на пленарном заседании, связана с качеством продуктов и готовых блюд, поставляемых в школу.
«Доходит до абсурда: то мясо обработают марганцовкой, потому что оно плохо пахнет, то котлеты отмоют, потому что они просрочены», – заметил замминистра.
Для решения накопившихся в этой сфере проблем, по его мнению, следует привлекать родителей к системе организации и контроля качества школьных обедов и завтраков.
Но здесь возникают две проблемы: с одной стороны, родители недостаточно активны, с другой – директора школ боятся активистов и придумывают разные способы не пускать их в столовые.
Кроме того, необходимы региональные стандарты организации здорового питания в образовательных организациях, в которых будут прописаны все регламенты, в том числе механизм межведомственного взаимодействия, чтобы ответственность за качество школьного питания нес не только директор школы, но и учредители, и профильные организации – такие, как Роспотребнадзор и Россельхознадзор.
Как изменится СПО
Второй день форума был посвящен обсуждению темы профориентации (или, как теперь принято говорить, профессиональной навигации) школьников, усилению роли колледжей в системе профессионального образования. И эта сфера, что может показаться парадоксальным на первый взгляд, тоже связана с безопасностью.
Например, одна из дискуссий была посвящена профессиям настоящего и будущего. Представители крупных компаний рассказали о том, что они испытывают колоссальный дефицит специалистов, который может привести к коллапсу высокотехнологичных отраслей. Это ли не опасность для экономики?
Так, по словам руководителя Академии Касперского Дениса Баринова, не хватает вирусных аналитиков и IT-рекрутеров, специалистов по машинному обучению и других профессионалов в области информационных технологий. Дело в том, что вузы не готовят по таким узким специальностям – ими овладевают в процессе деятельности на конкретном производстве или в компании.
Чтобы компенсировать эти пробелы, Академия Касперского разработала программу стажировки для выпускников и студентов технических вузов. Отбор на такую программу проводится чрезвычайно жесткий, однако бывают случаи, когда по окончании курса новоиспеченных специалистов переманивают за рубеж на высокие зарплаты, с которыми не в состоянии конкурировать российские работодатели. Выход Денис Баринов видит в привлечении молодых специалистов к перспективным глобальным проектам.
Аналогичные проблемы испытывает и отрасль промышленной робототехники. По словам менеджера по работе с клиентами компании KUKA Натальи Усовой, сегодня фактически некому обслуживать современное оборудование на таких предприятиях, также не хватает инженеров, технологов, программистов, способных создать софт под запросы определенного производства.
Как считает Наталья Усова, проблема дефицита кадров решается только благодаря профориентации, которая организуется как путем сотрудничества со школами, так и в системе дополнительного образования – «Кванториумов», чемпионатов профессионального мастерства Worldskills и «Абилимпикс».
По убеждению заместителя генерального директора СП «Цифровое образование» в Mail.ru Group Сергея Марданова, базовыми навыками программирования сегодня должны обладать не только IT-специалисты, но и представители других профессий – маркетологи, дизайнеры, художники.
Цифровые блоки теперь планируется включить во все специальности СПО, в том числе сельскохозяйственные и дизайнерские, сообщила замдиректора Департамента государственной политики в сфере среднего профобразования и профобучения Марина Софронова. Так что скоро у нас появятся цифровые агрономы и модельеры.
Это лишь одно направление сферы модернизации среднего профессионального образования, которое предусмотрено в рамках проекта «Профессионалитет». Еще одно крупное, если не сказать глобальное, изменение коснется стандартизации специальностей. Сейчас на каждую специальность разработан ФГОС, всего в сфере СПО их 488. Это лишает отрасль возможности гибко реагировать на изменения, стремительно происходящие на рынке труда. При нынешней системе сделать это практически невозможно, потому что для корректировки ФГОС требуется как минимум полтора года.
Планируется внести поправки в Закон «Об образовании в РФ», чтобы можно было разрабатывать образовательный стандарт по нескольким профессиям и видам деятельности.
Таким образом, система СПО, по словам Марины Сафроновой, «будет освобождена абсолютно от всех избыточных механизмов жёсткого регулирования и в частности жесткого регулирования содержания образования».
Эту позицию разделяет зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов, по мнению которого, в нашем образовательном законодательстве много избыточных норм. Из-за этого, по его словам, «возникает необходимость их упрощения с целью предоставления большей свободы и самостоятельности руководителям образовательным организаций, не забывая, что главным критерием оценки их деятельности являются качество образования и здоровье детей».