Что происходит? // Статья

Почему бесплатное школьное питание стало опасным


Почему бесплатное школьное питание стало опасным
Фото: zen.yandex.by

С 1 сентября 2020 года по поручению президента Владимира Путина стартовал масштабный проект по обеспечению бесплатным горячим питанием учащихся 1–4-х классов. Когда был достигнут стопроцентный охват детей этой возрастной категории, специалисты заговорили о «революции в школьной тарелке». Но оказалось, что радоваться пока рано.

С начала этого учебного года по всей стране прокатились массовые отравления учащихся в школьных столовых. Последние случаи зафиксированы в Дагестане, Смоленской области, Подмосковье. Самым резонансным стало ЧП в Красноярском крае, где с начала года зафиксировано три случая массовых отравлений детей школьным питанием. Самая крупная вспышка произошла в Красноярске (там пострадало более 100 детей из 27 школ города). Премьер-министр Михаил Мишустин 15 марта назвал подобное недопустимым, потребовав от губернаторов уделить вопросу питания пристальное внимание.

Не случайно участники Всероссийского семинара-совещания по вопросам обеспечения качества и безопасности школьного питания, которое состоялось 8–9 апреля в Москве, основное внимание уделили нарушениям санитарных требований и мерам по их профилактике.


Кто виноват

В своем выступлении министр образования Красноярского края Светлана Маковская назвала три причины возникшей ситуации:

  • Недостаток контроля за качеством продуктов питания и готовых блюд на всех этапах.
  • Несовершенный механизм проведения конкурсных процедур.
  • Низкая квалификация работников школьных столовых, непрофессионализм которых приводит к несоблюдению санитарных правил.

По решению губернатора Красноярского края в регионе будет реализована программа по модернизации школьных пищеблоков и приняты другие меры, связанные с ужесточением контроля в сфере школьного питания.

Однако ситуация со школьным питанием неблагоприятна по всей стране.

В ходе проверок Роспотребнадзор обнаружил нарушения в 74% российских школ. По словам начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Ирины Шевкун, «70% поставщиков продукции в школы нарушают требования санитарного законодательства, и улучшений здесь не наблюдается».

С начала учебного года, после того как заработала новая система школьного питания, на горячую линию Общероссийского народного фронта (ОНФ) поступило 6709 обращений, из них 40% – это жалобы на некачественное питание.

Эксперты Института отраслевого питания считают, что «случаи отравления детей при организации горячего питания свидетельствуют о системных недостатках в этой сфере, недостаточной работе в обеспечении безопасности питания прежде всего учредителей образовательных организаций, субъектов РФ, недостатках во взаимодействии с органами федерального надзора и контроля».

Что делать

На совещании специалисты предлагали комплекс мер для устранения и предотвращения подобных нарушений.

Во-первых, это разработка региональных стандартов организации питания, которые будут выглядеть не как сборник ГОСТов, СанПиНов и методических рекомендаций, а как нормативный акт субъекта РФ, определяющий четкий порядок реализации таких требований, конкретные мероприятия и ответственность органов власти, школ, исполнителей услуг.

Во-вторых, формирование межведомственной системы контроля качества питания, включая профильные, в том числе Минздрав и Россельхознадзор, и четкое закрепление всех полномочий и ответственности каждого из них.

На сегодняшний день вся ответственность ложится в основном на директоров школ, органы управления образованием и аутсорсинговые компании, которые занимаются поставкой продуктов и готовых блюд в школы.

В-третьих, разумная централизация закупок (такое право предусмотрено постановлением правительства РФ № 900 2020 года по выделению федеральных субсидий на горячее питание). Это означает не только единые требования к закупке, но прежде всего исключение аукциона при проведении конкурсов (такое правило действует в сфере детского туризма и отдыха). Благодаря этой мере недобросовестные компании лишатся возможности побеждать только за счет минимальной цены. Предлагается также в каждом регионе составить «черные списки» недобросовестных поставщиков, а также установить повышенную ответственность компаний – организаторов школьного питания, которая должна быть отражена в контракте образовательной организации с этими компаниями.

В-четвертых, необходима тщательная проверка цепочки поставок в школы, избежать фальсификата, товаров с высоким риском «просрочки» или неправильных условий хранения на складах.

Например, в Красноярске, во время первоначальной проверки возбудителя иерсиниозной (псевдотуберкулезной) инфекции нашли в школьных салатах. По предварительной версии следственного комитета края, источником инфекции стал один из цехов фирмы, доставляющей в школы овощи. По информации региональных СМИ, на складах компании установлены многочисленные нарушения правил хранения продуктов, не велся контроль санитарно-технического состояния помещений, отсутствовали лабораторные исследования и испытания овощной продукции. Эти нарушения в итоге и привели к отравлениям.

Бороться с такой халатностью можно и нужно.

В 2019 году некоторые школы страны начали использовать систему Россельхознадзора «Меркурий», благодаря которой видно движение продукции по всей цепочке поставок: от поля до школьной тарелки. С помощью этой системы удалось выявить недобросовестных поставщиков.

Особого внимания заслуживает опыт Москвы, где созданы производственно-логистические комплексы для организации школьного питания; проводится постоянный лабораторный контроль на всех этапах; доставка рационов происходит в школы ежедневно, что позволяет избежать длительного хранения и «просрочки»; налажен независимый отбор поставщиков и родительский контроль.

Сколько стоит «школьная тарелка»

Большое значение имеет и стоимость «школьной тарелки». В разных регионах она отличается в зависимости от региональных надбавок.

Например, в Ярославской области школьный завтрак для учеников начальной школы стоит 57,69 рубля, в Челябинской области – 64,29 рубля, в Красноярском крае – 82,60 рубля при установленной норме 70–75 рублей в расчете на одного ребенка.

По данным бюро расследований Общероссийского народного фронта, в ходе проверок были выявлены случаи снижения этой суммы до 23 рублей за счет замены полноценных продуктов на более дешевые и некачественные, а иногда и просто вредные для здоровья (колбаса, кондитерские изделия).

Анализ ситуации, проведенный Общероссийским народным фронтом, показал, что в большинстве регионов при расчете одной школьной порции за основу берется выделяемая бюджетом, а не требуемая сумма. Специалисты ОНФ убеждены, что при заключении контрактов стоит применять так называемый затратный метод, который будет учитывать не только расходы на закупку продуктов, но и все издержки, включая транспортные и коммунальные расходы и зарплату обслуживающего персонала.

Но тогда стоимость школьной тарелки возрастет в разы, и кто будет реально обеспечивать эти расходы?

Кроме того, Институт детского питания РАМН настаивает на производстве специализированного детского питания для школьных столовых. Но сразу возникает вопрос, насколько выполнима эта мера, если в стране совсем немного предприятий, производящих такую продукцию?

В общем, открытых вопросов остается много, что свидетельствует о большом количестве серьезных проблем, накопившихся в сфере школьного питания. Однако решать их необходимо в ближайшее время, потому что медиками доказано: неправильное питание в детском возрасте приводит к снижению продолжительности жизни.

По данным Минздрава РФ за 2018 год, показатели заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста в большинстве случаев зависят именно от питания. Болезни органов пищеварения регистрируются в 9–20% случаев, увеличивается распространенность болезней эндокринной системы и нарушения обмена веществ (5–15%), нарушений костно-мышечной системы и соединительной ткани (14–50%); отмечается отставание физического развития у 15–17% детей, избыточная масса тела и ожирение – у 8–23%.



Новости





























































Поделиться