Установка на разнообразие
Команда разработчиков ставила перед собой задачу развить взаимодействие учителя и ученика, чтобы научить их совместно мыслить и генерировать новое.
«Мы хотим дать личности возможность управлять собственными способностями – не навязанными, не спрофориентированными, а именно теми, которые даны от природы», – отметила Марина Ракова.
Для реализации этой задачи, по ее мнению, необходима педагогическая культура, которая строится на уважении к личности ребёнка, на доверии к нему и на персонализированном образовании, как ресурсе развития мотивации и самореализации для каждого.
Отсюда – установка на разнообразие.
«Разнообразие должно стать нормой для нашей жизни, для наших детей, для учителей, для родителей. Ни в коем случае никакой унификации, которая сейчас, к сожалению, стоит во главе угла», – подчеркнула Марина Ракова.
В то же время есть некие общие ценности, которые объединяют как граждан конкретной страны, так и всего мира.
Это формирование экологического мировоззрения, ответственное отношение к своему здоровью и обучение через всю жизнь.
Эта модель задает горизонты развития, а опережающее содержание и вдохновляющее оценивание выступают в качестве главных инструментов платформы.
От понимания к исследованиям
Ученикам предлагаются задания четырех уровней сложности, где первый уровень – это понимание, второй – репродуктивная деятельность по алгоритмам; третий уровень – это деятельность, направленная на создание нового путем синтезирования элементов разных уровней; четвёртый, высший – это исследования и проекты.
Освоение конкретного модуля на каждом уровне сопровождается непрерывными измерениями и вдохновляющим оцениванием, и если ученик что-то не понял, программа предлагает ему прокачку того или иного навыка через другие форматы (визуальные, аудио, деятельностные, игровые и т.д.) в зависимости от типа его восприятия.
«Подходы могут быть совершено разные, поэтому в каждом модуле у нас несколько форматов донесения либо знания, либо формирования устойчивого навыка», – пояснила Марина Ракова.
Что касается опережающего контента, то он строится с учетом возрастных особенностей: для младших школьников – это игры (их экспертизу проводят ведущие психологи), для старших классов – проектная деятельность, для 5-8 классов – подростковая «героизация».
Безусловно, всё это абсолютно невозможно без учителя. Он становится режиссером образовательного процесса, наставником ребёнка в реальном мире, навигатором в океане информации. На первый план выходят совершенно другие формы и жанры взаимодействия с учениками: творческая деятельность превалирует над рутинной (проверку заданий заданий осуществляет программа).
Пространство для выбора
По словам ректора МГПУ Игоря Реморенко, в отличие от имеющихся образовательных ресурсов (лекториумы, тренинги, в том числе для подготовки к ЕГЭ), платформа, разработанная Сбербанком, представляет собой совершенно новый вид образовательного ресурса. По его словам, это комплексный конструкт, который позволяет построить экосистему отношений учителя и учеников. Наряду с ним учителя могут дополнительно использовать материалы с других серверов – ролики с РЭШ, Учи.Ру и т.д.
Учебное содержание платформы структурировано в зависимости от уровня освоения модулей. В каждом модуле есть базовая идея, которая пронизывает все эти уровни.
Академик РАН и РАО Алексей Семенов оценил технологические преимущества платформы. По его мнению, она задает пространство для выбора персональных маршрутов, заданий, проектов.
Кроме того, платформа осуществляет оцифровку разных работ, в том числе театральное представление, арт-объект, химический эксперимент.
Очень важно и то, что платформа обеспечивает переход от «отметки за работу в целом» к обратной связи (включающей формирующее оценивание) и позволяет сгенерировать индивидуальные портфолио.
«Платформа – фундамент целостной цифровой трансформации организации, педагогики, развивающей прирожденные способности, включая пре-адаптивность, разнообразие детей. В связи с этим инициатива ФГОС 4.0 приобретает реальные очертания», – констатировал Алексей Семенов.
Монополизация как жупел
Критические замечания в основном были направлены на возможные сценарии развития платформ образования.
Так, генеральный директор открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов увидел угрозу монополизации, проведя аналогию с Федеральным перечнем учебников. По его мнению, «надо делать не большие платформы, а сайты – простые цифровые инструменты, чтобы ими могли пользоваться как можно больше разных людей, обучающих по разным программам».
«С помощью простых технологий сейчас без особого знания ИТ школы могут самостоятельно конструировать сайты», – отметил он.
Директор Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов заметил: «Платформа как паззл, как конструктор, который открыт к входу других и достройке – вот это необычайно важный для всех нас тезис. Потому что единая платформа так же страшна, как единая форма. Единая форма – это для лагеря».
«Если действительно мы вариативность закладываем на ценностном уровне, то мы должны иметь в виду принципиальную вариативность инструментов. Иначе человек, который имеет только один инструмент, в процессе взросления просто с ним сращивается. А у нас сейчас жизнь всё время предлагает новшества. Сейчас мало кто может вспомнить, что до мобильных телефонов использовались пейджеры. Поэтому после платформ ещё что-то новое будет», – убеждена президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.
«Я бы всё-таки рассматривал платформу или решение типа платформы как новый элемент базовой образовательной инфраструктуры, Она освобождает учителей в значительной степени от рутинной работы по проверке знаний. Она даёт ребёнку этого механического тьютора, если угодно. Поэтому с точки зрения ФГОС 4.0 платформа – это то, что вообще нужно делать завтра», – убежден научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
«Мы ни в коем случае не претендуем и не хотим монополизировать то, что происходит. Мы за разнообразие, за избыточность, за всевозможные формы, которые приведут к нашему заветному результату», – отметила Марина Ракова.
Она подчеркнула, что платформа формирует глобальные, экспертные данные, которые позволят нам сформировать обновление и эволюцию ФГОС в сторону трёх принципов новой модели образования. Первый – это концепт опережающего контента. Второй – это, безусловно, персонализированная педагогика. И третий – это смешанное обучение (дистант + очное), наступление которого уже невозможно остановить.
Платформа становится нормой
По мнению научного руководителя ИПОП «Эврика» Александра Адамского, три принципа будущего образования, заявленные Мариной Раковой, «хорошо рифмуются» с «Инициативой ФГОС 4.0». «Платформа становится нормой, относительно которой мы должны строить своё взаимодействие – между собой, с детьми, детей между собой, с миром, с культурой, со временем и т.д.»
Но как эту норму зафиксировать во ФГОС 4.0 – это пока вопрос открытый. Здесь, как считает Адамский, возникает необходимость разделить обсуждение содержания образования и норм регулирования результатов образования. Если первое – это тема для дискуссий педагогического сообщества, семей, родителей, то второе – это задача авторов инициативы ФГОС 4.0. – предмет регулирования, причем не только государственного. Возможно, мы стоим на пороге нормы новой природы – открытых стандартов образования.