Варианты развития событий вокруг выпускных экзаменов девятиклассников в 2020 году. 12 мая все ждут решения Минпроса.
В 2020 году более 1,3 млн школьников завершают обучение в основной школе. Никто и не предполагал, что судьбы этих ребят, психологический климат в их семьях (и без того непростой в условиях самоизоляции) во многом будут зависеть от того, насколько последовательными и решительными будут шаги федерального Министерства просвещения. Изменение сроков и условий проведения государственной итоговой аттестации, набор экзаменов, а теперь, возможно, и их отмена – новости, требующие принятия совместных решений всей семьей. В высоком напряжении школы и органы исполнительной власти на местах.
В связи с этой ситуацией есть несколько ключевых тем и вопросов.
Прием в колледжи и техникумы в 2020 году осуществляется на основании аттестата об основном общем образовании (п. 4 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Чтобы получить этот аттестат, надо завершить обучение в 9-м классе без двоек и успешно сдать четыре экзамена в формате ОГЭ, два из которых обязательные – русский и математика (Приказ МОН РФ от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).
На основании каких экзаменов или иных процедур будут выдаваться аттестаты в 2020 году? Каким образом организовать итоговую аттестацию в форс-мажорных обстоятельствах? Правильно ли, что отмена двух экзаменов ОГЭ происходит на основании писем министерств, распоряжений глав муниципальных образований (как учредителей) и далее по цепочке без внесения изменений первоначально в федеральные документы? Является ли аттестат, полученный в нарушение указанных норм, действительным? В какой форме будут проведены обязательные экзамены за курс основной школы в случае отмены ОГЭ?
Удастся ли региональным органам исполнительной власти, образовательным организациям разработать и утвердить необходимую нормативную базу (Положения, распоряжения, приказы) в сжатые сроки в соответствии с п. 5 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»? Смогут ли, например, директора школ оперативно обеспечить нужное количество аудиторий в соответствии с изменившимися санитарными требованиями в случае, если все-таки будут проводиться два обязательных ОГЭ? Придется уменьшать число выпускников в аудитории для соблюдения безопасного расстояния между ними во время экзамена. Когда и как обучить дополнительное число организаторов экзаменов? А если потребуется приобретение масок для всех участников ОГЭ в школе? Чем дольше пауза, тем меньше времени на создание необходимых условий на местах.
Отмена ОГЭ в 2020 году – упущенные возможности для отдельных выпускников 9-х классов. Это событие, которое повлечет за собой изменение планов многих подростков в России.
Например, обучающийся планировал поступление в колледж, профильный класс, усиленно готовился к ОГЭ по профильному предмету, предполагая повысить отметку в аттестате в случае успешной сдачи экзамена (на более высокий, чем в учебном году, балл). Теперь этой возможности не будет? Все полномочия по подведению итогов и выставлению отметок оказываются в руках учителя (а если с ним отношения не заладились?). В этом случае придется серьезно корректировать образовательную карьеру подростков.
Набор в старшую школу. Правила зачисления в 10-е классы устанавливаются непосредственно общеобразовательными учреждениями и могут различаться. Неизменным критерием в большинстве школ является успешность сдачи выпускником ОГЭ. Если их отменят и ненавязчиво порекомендуют сверху в 2020 году зачислять в 10-й класс всех желающих, то объем набора в российские техникумы и колледжи может значительно сократиться.
И еще. Для тех, кто понимает. В 10-й класс в этом году придет большее количество школьников с различными образовательными возможностями. Есть предположение, что по результатам сдачи ЕГЭ в 2022 году серьезная доля выпускников уже 11-х классов может остаться без аттестата.
Вопросов действительно много. Их количество, равно как и напряжение в школьной, родительской и управленческой среде, растут не по дням, а по часам. Пауза затянулась. Понимаем объективные сложности сторон и ожидаем услышать 12 мая взвешенное и продуманное решение.