Казань, 11 мая 2021 года. Очередная трагедия. Оборвавшиеся в залитой солнцем школе жизни детей и взрослых. Впереди длительная реабилитация тех, кто остался в живых. Уже сегодня расследования, экспертизы, спекуляции, поиски виновных.
Одна из первых горячих новостей – сообщение о том, что в пострадавшей школе не было охраны.
Почему ее не было? Потому что вопрос организации, предоставления и оплаты услуг охраны зданий школ и детских садов – один из самых запутанных, давно обсуждаемых, но пока так и не решенных системно уже многие годы в большинстве российских регионов.
Как следует из п. 2 ч. 6, п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании», создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся входит в компетенцию образовательной организации, которая обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В соответствии со ст. 41 данного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Школа отвечает за безопасность. Казалось бы, все просто!
Как и за счет чего может образовательная организация обеспечить качественные условия безопасности, в частности оплату охраны здания школы?
Есть два варианта – бюджетный и внебюджетный. В одном случае в школе вводят ставки вахтера или администратора, отвечающих за пропускной режим. Их подготовленные террористы сметут без лишних усилий в первые же минуты нападения.
В другом случае школа решает нанять вневедомственную охрану, способную действовать профессионально. Оплата при таком варианте возможна за счет внебюджетных поступлений, например, добровольных пожертвований родителей. Если родители не хотят дополнительно платить – они могут этого не делать. Имеют право.
Первый вопрос: откуда же взять деньги образовательной организации?
Бюджетные средства на образовательную деятельность школы и детские сады получают от своих учредителей, которыми в большинстве случаев являются муниципалитеты. В свою очередь в муниципальные образования средства на образовательную деятельность идут в форме субвенций из регионального бюджета. Для создания условий, в том числе по охране жизни и здоровья участников образовательных отношений, как известно, у наших российских муниципалитетов очень разные бюджетные возможности. Деньги у большинства есть лишь на зарплату сотрудников и проведение скромных косметических ремонтов к новому учебному году.
Второй вопрос: а на что же бюджетные деньги можно потратить без риска нарушить действующее законодательство?
Перечень расходов, осуществляемых за счет субвенций, формируется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», местными законами о бюджете субъектов на текущий финансовый год и плановый период (к которым прилагается утвержденный список разрешенных статей расходов). Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных образований области в пределах имеющихся бюджетных ассигнований и носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Как правило, ни в одном региональном законе о бюджете нет прямого разрешения на использование средств субвенции конкретно для оплаты услуг охранных агентств. На эти дорогие расходы просто нет лишних денег, тем более что большинство охранных агентств – частные предприятия. Соответственно, если кто-то из директоров школ решится оплатить охрану из бюджетных ассигнований, рискует получить наказание за нецелевое использование финансов.
Таким образом, круг замыкается.
Деньги на охрану школ должны найти школа или муниципалитет. У них нет средств. За счет родительских пожертвований принципиальный вопрос охраны жизни детей решать как-то несолидно и не перспективно. Действующие ключевые нормы законов не фиксируют конкретных полномочий по расходам на охрану зданий образовательных организаций.
Нет этой конкретной нормы в статье 8 Закона «Об образовании в Российской Федерации» о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. В статье 9 о полномочиях органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования в п.5 говорится только об «обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий».
Все очень расплывчато. Особенно это очевидно, когда стоит наш российский директор школы навытяжку перед очередным проверяющим и пытается доказать, что «расходы на охрану можно отнести к обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, или к содержанию зданий».
Почему же все-таки не привести в порядок действующие нормы по охране зданий образовательных организаций? Почему не удается уточнить имеющиеся формулировки и не придать уже этому вопросу статус государственной важности? К примеру, полномочия по расходам на учебники везде описаны очень внятно…
А пока соболезнования семьям, потерявшим детей, близким ушедших педагогов и сотрудников школы в Казани. А также тем, кого в отсутствии актуального законодательного поля назначат очередными виновными и виноватыми.