Образовательная политика // Статья

«Все больше родителей становятся продюсерами образования своих детей»


«Все больше родителей становятся продюсерами образования своих детей»
Фото: ptaourchildren.org

14 мая лидер нового общественно-педагогического движения «Школа – наше дело» Артем Соловейчик провел первую планёрку для учителей и родителей. Участники в формате онлайн-дискуссий обсудили наиболее актуальные, острые и драматические события в мире современного образования: причины провала дистанционного обучения в России; отмену или перенос ЕГЭ и ОГЭ; неспособность Министерства просвещения гибко действовать в период пандемии.

В обсуждении приняли участие педагог и психолог, академик РАО, руководитель Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили, директор по развитию фонда «Отцовство» Алексей Чегодаев, лидер Лиги современных родителей Нина Добрынченко-Матусевич, ведущая и общественный деятель Татьяна Лазарева и телеведущий Дмитрий Дибров.

Приводим наиболее интересные цитаты из их выступлений.

Шалва Амонашвили, академик РАО, руководитель Международного центра гуманной педагогики:

«Надо менять сознание учителя, иначе мы и дальше будем терпеть поражение»

«Если учитель общается с ребенком по Интернету, через экран компьютера, он должен думать о том, как сделать эти занятия интересными и притягательными.

Я полагаю, что прежде всего учителя должны разработать новую методику для такого общения, а не принуждать родителей сидеть с детьми возле монитора.

Это еще больше осложняет жизнь в семьях, потому что ребенок целый день находится дома, ему хочется бегать, прыгать, двигаться, и от этого в семье нарастают раздражение и возмущение.

Наша школа очень сухая. Конечно, есть учителя добрые, чуткие, отзывчивые, но, что греха таить, в школе еще много учителей-двоечников и троечников, не способных к эмоциональному общению с детьми.

Надо менять сознание учителя, иначе мы и дальше будем терпеть поражение».

На вопрос А. Соловейчика, как родителям держать себя в руках в этот непростой период карантина, Шалва Александрович ответил так: «Нужно посадить в правую руку свою нетерпимость и задушить её».

Дмитрий Дибров, телеведущий:

«Почему мы ревнуем детей к гаджетам?»

«Все дети в школе, в которой учится мой сын, приготовили презентации к 9 мая о членах своей семьи. Мой сын тоже подготовил мультимедийную презентацию о своем деде, моем отце.

Хочется спросить: почему же родители так ревниво относятся к гаджетам, говоря о том, что наши дети из-за этого становятся некоммуникабельными, да еще и портят свое зрение?

В СССР было стыдно носить очки, а сейчас модно быть умным.

Дорогие друзья, мы просто ревнуем детей к IPad.

Единственный способ победить эту ревность – сделать в офлайн что-то настолько интересное, чтобы ребенок не захотел заниматься компьютерными играми.

Например, печь картошку на костре и петь “Биттлз” под гитару.

Надо попробовать, как Мюнхгаузену, вытаскивать себя из болота обыденности».

Ведущий заключил, что интернет побеждает тогда, когда родители ребёнку не интересны.

Нина Добрынченко-Матусевич, лидер Лиги современных родителей:

«Все больше родителей становятся продюсерами образования своих детей»

«Нам, родителям, сегодня нужна не только психологическая, но и содержательная поддержка: как учить детей, как с ними обращаться. Поэтому я всеми силами пропагандирую родительское просвещение и надеюсь, что движение “Школа – наше дело” займется этим, поскольку это крайне важно. Особенно в свете того, что все больше и больше родителей становятся продюсерами образования своих детей.

Мы должны разбираться во всем том многообразии возможностей в общем и дополнительном образовании, которые перед нами открылись.

Нам надо научиться строить индивидуальную образовательную траекторию для своего ребенка и собирать по кусочкам этот паззл.

Если мы будем знать, как правильно выбирать, как общаться с ребенком, и у нас будет профессиональная поддержка со стороны педагогов, то все у нас будет хорошо».

Говоря о дистанционном обучении, Нина Добрынченко-Матусевич подчеркнула, что Министерство просвещения обязано учитывать неоднородность нашей страны, принимая то или иное решение, ведь в отдалённых уголках России нет даже компьютеров, не говоря уже об интернете.

Алексей Чегодаев, директор по развитию фонда «Отцовство»:

«Очень важен открытый диалог чиновников с родителями»

«Президент сегодня говорит об образовании как о стратегическом направлении национальной безопасности страны.

Нам как родителям хотелось бы слышать четкие ответы о том, что будет хотя бы в среднесрочной перспективе, что будет с поступлением в вузы, с призывом в армию.

Очень важен открытый диалог чиновников, представителей системы образования с родителями».

Алексей Чегодаев напомнил слоган фонда «Отцовства»: нет чужих детей – есть окружение нашего ребёнка.

Татьяна Лазарева, телеведущая:

«Я хочу доверять учителю здесь и сейчас»

«Самое главное, что нарушено в школе – это право учителя принимать решение в отношении конкретного ученика.

Учитель должен сам принимать решение и не отчитываться за него перед вышестоящей инстанцией.

Я как родитель хочу доверять учителю здесь и сейчас».

Также ведущая и общественный деятель напомнила о треугольнике «родитель-учитель-ученик» и напомнила, что нельзя забывать о роли и участии ребёнка в нём. Необходимо прислушиваться к его мнению и руководствоваться его интересами.

Артем Соловейчик, генеральный директор издательского дома «Первое сентября», лидер общественно-педагогического движения «Школа наше дело», член центрального совета партии «Новые люди»:

«Как преодолеть разбалансировку системы образования?»

По данным опроса РБК, проведенного среди родителей, самые большие страхи семей связаны с качеством подготовки к выпускным экзаменам, с риском не поступить в вуз, с переносом ЕГЭ и вступительных испытаний в вузы и ссузы.

Все это судьбоносные моменты для детей и взрослых.

Когда мы слышим в течение одного дня разные сообщения от Минпроса, Минобрнауки, Роспотребнадзора о переносе ЕГЭ, это вызывает напряжение.

Ощущение безвременья давит и выбивает из колеи, и это ощущается в родительских чатах.

15% детей не имеют ни компьютеров, ни интернета, поэтому и дистанционное образование буксует.

И так будет продолжаться до тех пор, пока не ликвидируют цифровое неравенство.

Еще одна проблема – огромный объем домашних заданий, большое количество контрольных.

Сейчас, когда объявили, что нужно оформить аттестаты к 15 мая, многие школы бросились проводить контрольные.

Надо рекомендовать нормативно ограничить объем домашних заданий в соответствии с возрастом учеников, предоставить больше возможностей для организации самостоятельной учебной деятельности, изменить образовательную политику в сторону ухода от «школы памяти» к развивающему образованию.

Также следует рекомендовать президенту и правительству признать ошибку – разделение образовательного ведомства на два. Следует ликвидировать Минпросвещение из-за неспособности управлять системой общего образования и восстановить Минобрнауки в прежнем объеме полномочий.

Нам очень часто говорят: школа – это не ваше дело. На самом деле школа – наше дело. Это не лозунг. Сегодня родители и учителя стали равноправными участниками образовательного процесса и обречены на сотрудничество.



Новости





























































Поделиться